Устройство для обучения игре в шахматы
Изобретение относится к обучающим устройствам и позволяет повысить удобство пользования. Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смонтированными окнами. блок информационных карточек, установленных в корпусе, механизм перемещения карточек, содержащий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, содержащий барабан с заводным механизмом , заводные ключи и храповой механизм с клавишей, при этом барабан установлен в корпусе и связан полиспастом с толкателем, а блок карточек подпружинен относительно корпуса . Нажимая на клавишу, воздействуют на храповой механизм, при этом барабан проворачивается на одно деление храпового механизма и посредством полиспаста перемещает на нужное расстояние толкатель, а следовательно, и карточку. 3 ил. (Л со Э5 35 О о:
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
COLIHAËÈÑÒÈ×ЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) (И) а) 4 G 09 В 19/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАН ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4109917/28-12 (22) 11.08.86 (46) 23.12.87. Бюл. Ф 47 (75) А.И.Пташенко (53) 685.841 (088.8) (56) Патент США Ф 3792186, кл. 35-8, 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В
ШАХМАТЫ (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и позволяет повысить удобство пользования. Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смонтированными окнами, блок информационных карточек, уста" новленных в корпусе, механизм перемещения карточек, содержащий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, содержащий барабан с заводным механизмом, заводные ключи и храповой механизм с клавишей, при этом барабан установлен в корпусе и связан полиспастом с толкателем, а блок карточек подлружинен относительно корпуса. Нажимая на клавишу, воздействуют на храповой механизм, при этом барабан проворачивается на одно деление храпового механизма и посредством полиспаста перемещает на нужное рас е стояние толкатель, а следовательно, и карточку. 3 ил.
13616
Изобретение относится к обучающим устройствам.
Цель изобретения — повышение удобства пользования.
Б
На фиг. 1 изображено приспособление для контроля, общий вид;на фиг.2— механизм перемещения (клавиша условно пе показана), общий вид и вид сбоку; на фиг. 3 — блок информационных карточек.
Устройство для обучения игре в шахматы содержит игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игро- 15 вых ходов, включающее корпус 1 со смотровыми окнами для игры за белые или черные фигуры, блок информационных карточек 2, установленных в корпусе 1, при этом приспособление име- 20 ет механизм перемещения карточек 2, содержащий толкатель 3, установленный в корпусе 1. Приспособление имеет также привод дискретного перемещения толкателя 3, состоящий из барабана 4 25 с заводным механизмом 5, заводного ключа 6, храпового механизма 7, ключа 8 возврата и клавиши 9 с выступом, взаимодействующим с храповым механизмом 7, при этом барабан 4 установлен 30 в корпусе 1 и связан с толкателем 3 полиспастной системой 10.
Блок карточек 2 подпружинен относительно корпуса 1, причем толкатель
3 взаимодействует с карточкой 2, 35
Устройство работает следующим образом.
Перед началом игры в шахматы играющий должен изучить определенный дебют, например дебют испанской пар- g0 тии с выигрышем белых фигур и запомнить его, насколько это возможно.
Fla шахматной доске играющий делает первый ход белыми фигурами и записывает его в блокнот.
Нажимая на клавишу 9, воздействуют на храповой механизм 7, при этом барабан 4 под действием заводного механизма 5 проворачивается на одно деление храпового механизма 7 и посредством полиспастной системы 10 перемещает на нужное расстояние толкатель 3, а следовательно, и карточку 2, совмещая информацию, записанную на ней, со смотровым окном в корпусе
i. После прочтения информации вторично нажимают на клавишу 9 и процесс повторяется. По прочтении всей информации на карточке ее вынимают из кор06 2 пуса 1. Посредством ключа 8 возврата толкатель 3 перемещают в исходное положение, а за счет подпружинивания следующая карточка 2 блока занимает место предыдущей и начинает взаимодействовать с толкателем 3, после чего процесс повторяется.
Фактический ход белых фигур, сделанный играющим, сравнивается с ходом белых фигур, указанным на изображении. На шахматной доске играющий делает ход за черные фигуры, записывает его в блокнот, продумывает второй ход за белые фигуры, делает его на доске, записывает в блокнот и нажимает на клавишу 9.
Ниже приводится в качестве примера сыгранная шахматистом-любителем второго разряда партия при помощи устройства.
За основу взята ранее сыгранная по переписке в 1962 году партия между мастерами Беломестных и Бетином.
Результат игры изложен в блокноте шахматиста-любителя: "Партия Р ИсП.
Б-01-01».
1. е2 — е4 е7 — e5
2. Kgi — f3 КЬ8 - С6
3. Cf1 — Ь5 f7 — f5
4. (е4:Х5)КЬ1-СЗ f5 †. е4
5. Кс3 : е4 Й? — Й5
6. Kf3 : е5 d5 — е4
7. (Фй1-h5+)Ke5:С6 Фй8 — d5
8. С2 — С4 Фй5 — g5?
9. d2 — d4! Ф85 : g2
10. ФЙ1 - h5+ g7 — 86
11. ФЬ5 — е5+ Kg8 — е7
12. Ксб: е7+ Кре8 — f?
13. СЬ5 — е8+ 1 Черные сдались
Время белых фигур — 1 ч 15 мин.
Пояснения к сыгранной партии.
1. Для достижения определенных результатов необходимо изучить и запомнить дебют испанской партии, создать благоприятные условия для игры, сосредоточив максимум внимания.
2. Шахматисту-любителю известно следующее: кто с кем играл; кто и каким цветом фигур выиграл; за кого он играет; название дебюта; максимальное количество ходов — до 25; контрольный ход белых фигур (»Ход белых") в процессе игры; ответ черных фигур (»Ответ черных") в процессе игры.
3. Для усиления интереса к игре в карточке против соответствующих
1361606 а: Ь» 5, са:Ьс5
) (2) (3) 3 а: Ьа4, 13: 2>5, ходов проставляют восклицательные и вопросительные знаки.
4. В процессе игры каждый удачный ход белыми фигурами вызывает значительный интерес (занимательность) и желание сыграть как можно лучше.
5. Если белые Фигуры допустили ошибки (такой ход берется в круглые скобки), то рядом записывают ход, который изложен в карточке и корректирует его на шахматной доске.
6. Если ошибочный ход белыми фигурами известен играющему по теории или он оговорен комментарием к данной партии, то такой же ход подчеркивается и не считается ошибочным, например: было 4. (е4:f5)Kb1-C3...; стало 4. (е4:f5)Kb1-C3...
7. Несмотря на допущенные неточности в партии такая игра дает возможность проследить органическую связь между дебютом, миттельшпилем, эндшпилем и прочувствовать усиление атакующего потенциала за белые фигуры.
8. Предлагается количественная оценка сыгранной партии, учитывающая естественные и бесчисленные разветвления в игре: а) одна ошибка в среднем на пять ходов дает оценку "отлично": б) одна ошибка в среднем на четыре хода — "хорошо": в) одна ошибка в среднем на три хода"удовлетворительно":
В формулах (1), (2) и (3) указано: а — количество ходов в данной партии;
Ъ вЂ” количество ошибок, допущенных играющим.
9 ° В данной партии шахматист-любитель сыграл на "отлично": где 13 — количество ходов в данной партии;
2 — количество допущенных ошибок;
5 — оценка сыгранной партии— отлично .
10. После этого карточка 2 вынимается из корпуса 1.
11. При переходе игры к второй партии толкатель 3 возвращают в исходное положение при помощи ключа 8 возврата.
Эффективность использования устройства заключается в том, что массоному шахматисту-любителю предоставляется уникальная возможность сыграть как бы заочно против выдающихся шахматных мастеров, гроссмейстеров и чемпионов мира, проникнув в их творческую "лабораторию", ощутить радость удачно сыгранных партий, оценить фактическую силу игры,.потенциальные возможности на перспективу и повысить свою квалификацию.
Простота конструкции устройства,, его доступность для массового шахматиста-любителя, дает возможность использовать это устройство при трени 0 ровочной, учебной или развлекательной игре в шахматы с ограниченным (с часами) или неограниченным (как по переписке) временем в условиях быта, на природе и транспорте, в школах и учебных заведениях, в клубах
35 и кружках.
Формула изобретения
Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смотровыми окнами и блок инфбрмаци45 онных карточек, установленный в корпусе, отличающееся тем, что, с целью повьппения удобства пользования, приспособление имеет меха. низм перемещения карточек, содержа50 щий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, при этом блок карточек подпружинен относительно корпуса, а толкатель взаимодействует по меньшей мере с одной карточкой.
1361606
Фиг,2 1361606
Составитель Н. Бочарова
Редактор Е.Папп Техред А.Кравчук Корректор И.Муска
Заказ 6295/51 Тираж 433 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4




