Механизм управления коробкой передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности путем снижения усилия управления. Механизм управления коробкой передач содержит ползуны 2 и 3 с вилками муфт ведуш,его вала, снабженные механизмами 26 фиксации, ползун 7 с вилкой муфты промежуточного вала, механизм фиксации которого выполнен в виде двуплечего рычага 31, установленного на оси 32с возможностью взаимодействия концом 33с фигурными выступами на ползунах 2 и 3 и концом 37 с пазами на ползуне 7. Механизм снабжен блокирующим устройством , выполненным в виде планки 12 с собачкой 17, жестко связанной с ползуном 3, и планки 13, установленной на оси 14 и связанной посредством поводка 23 с ползуном 7. При включении пониженных передач рычаг 31 под действием фигурных выступов на ползунах 2 и 3 входит в паз ползуна 7, фиксируя его во включенном положении. При включении прямой передачи, т. е. при перемещении ползуна 3, планка 12, находя на один из упоров планки 13, поворачивает ее и через поводок 23 перемещает ползун 7 в нейтральное положение, в котором он удерживается механизмом 26 фиксации через блокирующее устройство. При выключении прямой передачи собачка 17, воздействуя на планку 13, поворачивает ее и через поводок 23 перемещает ползун 7 для связи промежуточного вала с выходным, и в момент установки ползуна 3 в нейтральное положение собачка 17 поднимается над планкой 13, что освобождает ползун 7 для его перемещения в два включенных положения. 11 ил. г 30 (Л со О1 СП СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК () 4 В 60 К 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4036739/30-11 (22) 07.03.86 (46) 30.11.87. Бюл. № 44 (71) Производственное обьединение «Минский тракторный завод им. В. И. Ленина» (72) О. К. Довнар, Ю. Г. Кривов, П. А. Стецко и М. И. Трофимович (53) 621.83.062-5.002.27 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1164087, кл. В 60 К 17/08, 1985. (54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— повышение эффективности путем снижения усилия управления. Механизм управления коробкой передач содержит ползуны 2 и 3 с вилками муфт ведущего вала, снабженные механизмами 26 фиксации, ползун 7 с вилкой муфты промежуточного вала, механизм фиксации которого выполнен в виде двуплечего рычага 31, установленного на оси
32 с возможностью взаимодействия концом
33 с фигурными выступами на ползунах 2 и 3 и концом 37 с пазами на ползуне 7.
„„SU„„1355507 А 1
Механизм снабжен блокирующим устройством, выполненным в виде планки 12 с собачкой 17, жестко связанной с ползуном 3, и планки 13, установленной на оси 14 и связанной посредством поводка 23 с ползуном 7. При включении пониженных передач рычаг 31 под действием фигурных выступов на ползунах 2 и 3 входит в паз ползуна 7, фиксируя его во включенном положении. При включении прямой передачи, т. е. при перемещении ползуна 3, планка 12, находя на один из упоров планки 13, поворачивает ее и через поводок 23 перемешает ползун 7 в нейтральное положение, в котором он удерживается механизмом 26 фиксации через блокирующее устройство. При выключении прямой передачи собачка 17, воздействуя на планку 13, поворачивает ее и через поводок 23 перемещает ползун 7 для связи промежуточного вала с выходным, и в момент установки ползуна 3 в нейтральное положение собачка 17 поднимается над планкой 13, что освобождает ползун 7 для его перемещения в два включенных положения.
11 ил.
1355507
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности путем снижения усилия управления.
На фиг. 1 показана коробка передач и механизма управления ею, общий вид; на фиг. 2 — ползуны муфт входного и промежуточного валов в положении муфты входного вала, связывающей его с выходным, общий вид; на фиг. 3 — ползуны в нейтральном положении муфт входного вала или при связи входного вала с выходным, разрез; на фиг. 4 — ползун муфты промежуточного вала в нейтральном положении муфт входного вала, общий вид; на фиг. 5 — ползун муфты входного вала, не связывающей его с выходным, в нейтральном положении, общий вид; на фиг. 6 — ползун муфты входного вала, связывающей его с выходным, в нейтральном положении, общий вид; на фиг. 7 — ползуны во включенном положении одной из муфт входного вала, при этом вал не связан с выходным, разрез; на фиг. 8 — ползун муфты промежуточного вала во включенном положении одной из муфт входного вала, при этом он не связан с выходным, общий вид; на фиг. 9 — ползун муфты входного вала, не связывающей его с выходным, во включенном положении, общий вид; на фиг. 10 — ползун муфты входного вала, связывающей его с выходным, при связи входного вала с выходным, общий вид; на фиг. 11 — блокирующее устройство, об щи и вид.
Механизм управления коробкой передач содержит корпус 1 (фиг. 1), в котором установлены ползуны 2 и 3 с вилками муфт 4 и 5 входного вала 6, ползун 7 с вилкой муфты 8 промежуточного вала 9, блокирующее устройство 10, выходной вал 11.
Блокирующее устройство 10 выполнено в виде первой планки 12, неподвижно связанной с ползуном 3 муфты 5, и второй планки 13, установленной на оси 14 в корпусе 1 ползуна. На планке 12 на оси 15 установлен один конец 16 собачки 17, подпружиненной относительно планки 12 пружиной 18. Другой конец собачки 17 снабжен захватом 19, а в средней части выполнен выступ 20.
Планка 13 выполнена с упорами 21 и 22, размещенными на ее концах, и поводком 23, входящим в паз 24 ползуна 7. На корпусе 1 выполнен скос 25.
Ползуны 2 и 3 снабжены механизмами фиксации 26, выполненными, например, в виде шариков 27 с пружинами 28, установленных в отверстиях 29 корпуса 1 с возможностью взаимодействия с лунками 30 ползунов 2 и 3. Механизм фиксации муфты промежуточного вала во включенном положении выполнен в виде двуплечего рычага 31, установленного в корпусе
1 на оси 32 с возможностью взаимодействия концом 33 с фигурными выступами 34, 35 и 36 на ползунах 2 и 3 и концом
37 с пазами 38 и 39 на ползуне 7.
Механизм управления коробкой передач транспортного средства работает следующим образом.
При нахождении ползунов 2 и 3 муфт
4 и 5 входного вала 6 в нейтральном положении (фиг. 2 — 6) они фиксируются механизмом 26 фиксации, конец 33 двуплечего рычага 31 находится между фигурными выступами 34, 35 и 36 ползунов
2 и 3, а конец 37 не взаимодействует с пазами 38 и 39 ползуна 7 (фиг. 3, 4).
При включении пониженных передач, когда муфты 4 и 5 входного вала 6 обеспечивают связь его г промежуточным валом 9, ползуны 2 и 3 удерживаются в этом положении механизмом 26 фиксации (фиг. 7, 9). Одновременно за счет фигурных выступов 34 и 35 или 36 ползунов 2 и 3 рычаг
31 поворачивается на оси 32, что вводит другой его конец 37 в паз 38 или паз
39 ползуна 7 и обеспечивает его фиксацию во включенном положении (фиг. 8).
При включении прямой передачи, т. е. при перемещении ползуна 3 и муфты 5 для связи входного вала 6 с выходным валом 11 (фиг. 10), планка 12, находя на один из упоров 21 и 22, устанавливает планку 13 в нейтральное положение и она через поводок 23, взаимодействующий с пазом 24, перемешает ползун 7 и муфту 8 в нейтральное положение, что разъединяет связь промежуточного вала 9 с выходным 11. Одновременно ползун 3 получает фиксацию за счет фиксирующего устройства 26 и через блокирующее устройство 10 удерживает в выключенном положении и ползун 7. В момент установки планки 13 в нейтральное положение захват
19 собачки 17 за счет пружины 18 заходит за планку 13.
При выключении прямой передачи, т. е. при разъединении связи входного вала 6 с выходным 11, ползун 3 с планкой 12, освобождаясь от фиксирующего устройства
26, движется влево (фиг. 2), а захват 19, воздействуя на планку 13, поворачивает ее по часовой стрелке, а поводок 23 через паз 24 (фиг. 11) перемешает ползун 7 и муфту 8 для связи промежуточного вала 9 с выходным 11. Одновременно выступ 20 собачки 17 находит своей наклонной частью на наклонную часть скоса
25 корпуса 1, что при линейном перемещении собачки 17 вызывает и подъем ее захвата 19 по отношеник> к планке 13.
В момент установки ползуна 3 в нейтральное положение (фиг. 6), т. е. при отсоединении входного вала 6 от выходного 11, захват 19 поднимается над планкой 13, что освобождает ползун 7 для его перемещения в два включенных положения.
1355507
zz
Ф /Ю Г5 Гб/7 Г
Фиг. 8
52 5! 53
7 2 3 3 ф7иГЗ
Формула изобретения
Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом ползуны с вилками муфт ведущего, ведомого и промежуточных валов, механизмы фиксации ползунов, блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в выключенное положение при связи входного вала с выходным, имеющее первую планку, неподвижно связанную с ползуном муфты входного вала, вторую планку с упорами, установленную с возможностью поворота вокруг оси, расположенную между ползунами и связанную посредством поводка с ползуном муфты промежуточного вала подпружиненную собачку, установленную посредством шарнира на первой планке с возможностью взаимодействия с второй планкой, при этом собачка имеет выступ для взаимодействия со скосом, выполненным на корпусе, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем снижения усилия управления, механизм фиксации ползуна муфты промежуточного вала снабжен двуплечим рычагом, установленным йа оси, связанной с корпусом, при этом на ползуне муфты промежуточного вала выполнены два паза с возможностью их размещения под одним из концов двуплечего рычага в ее включенных положениях, а на ползунах муфт входного вала выполнены фигурные выступы
15 для размещения на них другого конца двуплечего рычага в позиции связи входного вала с промежуточным.
1355507
1355507
Ж 24
Щиг77
Составитель А. Барыков
Редактор А. Долинич Техред И. Верес Корректор О. Кравцова
Заказ 5466/19 Тираж 590 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




