Передвижной источник сейсмических импульсов
Изобретение относится к невзрывным источникам сейсмических колебаний . Цель изобретения - уменьшение массо-габаритных показателей за счет увеличения клиренса источника. В источник введены направляющие 9, взаимодействующие с катками 10 и 11, что позволяет производить опускание и подъем преобразователя с уменьшением габарита источника по высоте. Помещенный внутрь преобразователя амортизатор 15 позволяет увеличить плавность опускания преобразователя на грунт после подачи рабочего импульса . 4 ил./1-А а (Л 12 00 ел О5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gg 4 G 01 V 1/04
ВСЕСОНЛРЦ
13 „ "
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ у@ г,,, и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3944606/22-25 . (22) 16.08.85 (46) 23. 11. 87. Бюл. У 43 (71) Специальное проектно- конструк— торское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (72) И.Т. Зайцев, А.В. Фролов и И.В, Таранов (53) 550.834 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1105842, кл. G 01 V I/04, 22.06.79.
Авторское свидетельство СССР
Ф 1104450, кл. G 01 V 1/143,01.08.79.
„„SU„„1 4146 А 1 (54) ПЕРЕДВИЖНОЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ (57) Изобретение относится к невзрывным источникам сейсмических колебаний. Цель изобретения — уменьшение массо-габаритных показателей за счет увеличения клиренса источника. В источник введены направляющие 9, взаимодействующие с катками 10 и 11, что позволяет производить опускание и подъем преобразователя с уменыпением габарита источника по высоте. Помещенный внутрь преобразователя амортизатор 15 позволяет увеличить плавность опускания преобразователя на грунт после подачи рабочего импульса. 4 ил..
4146
Изобретение относится к BeI43ðûâным источникам сейсмических колебаний °
Цель изобретения — уменьшение массогабаритных показателей за счет увеличения клиренса источника.
На фиг. 1 показан источник, вид сбоку", на фиг. 2 и 3 — схематично изображен преобразователь в рабочем положении и его связи с механизмом спускоподъема; на фиг. 4 — разрез
А-А на фиг. 3.
Источник смонтирован на транспортном средстве 1, например тракторе, где установлены пульт 2 управления, накопитель 3 электрической энергии, который кабельными связями электри— чески соединен с двумя преобразователями 4, преобразующими электрический импульс силы. Каждый преобразователь имеет свой механизм спускоподъема, состоящий из стоек 5, неподвижно установленных на транспортном средст-ве 1, гидроцилиндра б,гидравлически связанного с гидросистемой транспортного средства и неподвижно установ-. ленного относительно транспортного средства, например, с помощью кронштейна 7. У!ток 8 гидроцилиндра 6 кинематически связан. с преобразователем 4 с возможностью свободного перемещения преобразователя вдоль штока
8 при образовании рабочего импульса и зависании на штоке 8 преобразователя 4 в процессе eI o опускания и в опущенном состоянии. Кроме того, механизм спускоподъема содержит направляющие 9 с пазами, взаимодействующими с катками 1О стоек 5 и катки !1 преобразователя 4. Направляющие
9 в верхней части жестко связаны между собой траверсой 12, а в нижней части поперечиной !3 и образуют жест.кую раму. С траверсой 12 связан шток
14 амортизатора 15, предназначенного для плавного опускания преобразователя 4 после образования рабочего импульса. Амортизатор 15 установлен внутри преобразователя 4 вдоль его центральной оси.. Направляюшие 9 имеют упор 16, предназначенный для ограничения движения направляющих 9в процессе опускания преобразователей
4. Преобразователи 4 зафиксированы при коротких перегонах (до 100 м) запертым в гидроцилиндре 6 маслом, а на длинные перегоны — встроенным в гидроцилиндр 6 штоком. Жесткая рама, образованная направляющими 9, траверсой 12 и поперечиной 13, обеспечивает ориентирование преобразователя 4 в процессе образования импульса и при спускоподъеме;
Источник работает следующим образом.
Транспортное средство 1 доставляет источник в зону проведения исследований. Для приведения преобразователей 4 в рабочее положение после длинного перегона из гидросистемы транспортного средства 1 подается под давлением масло в гидроцилиндр 6 на расфиксирование его штока 8, связанного с преобразователями 4, и далее беэ давления — до полного спус- ° ка преобразователей 4 на грунт.- При этом шток 8 гидроцилиндра 6 под воздействием веса преобразователя 4 вытягивается из гидроцилиндра 6 на необходимую длину. Направляющие 9, связанные с преобразователем 4 посредством траверсы 12 и штока 14 гидроамортизатора 15, опускаются, обкатывая катки 10, закрепленные на транспортном средстве 1 до зависания упором 16 на стойках 5, после чего преобразователь, перемещаясь вдоль направляющих 9 при помощи катков 11, опускается на грунт.
При подаче электрического импульса на преобразователь 4 и передаче механического рабочего импульса грун35
11 11 ту происходит отдача преобразователя. При этом направляющие 9 обкатываются катками 11 и преобразователь 4 скользит вдоль штока 8, поднимаясь до верхнего крайнего положения шток 14 убирается в амортизатор 15.
Преобразователь 4 останавливается и далее плавно опускается в исходное
4> положение, поддерживаемый амортизатором 15.
В процессе работы устройства проис. ходит заглубление в грунт преобразователя 4. При этом вытягивается шток
8 гидроцилиндра 6, на который опирается преобразователь 4, до выбора полного его хода.
При подъеме пресбразователя 4 в гидроцилиндр 6 подается под давлением
55 масло Н9 1 идросистемы Tp3HcIIopTHOI o средства 1, шток 8 втягивается в гидроцилиндр 6 и поднимает преобразователь 4. Последний, обкатывая катками 11 пазы направляющих 9, подни46 з 13541 мается вверх, подготавливаясь к транспортному положению, складывая амортизатор 15, который упирается в траверсу 12. Далее преобразователь 4пе5 ремещается в транспортное положение, при этом катки 10 стоек 5 обкатывают пазы направляющих 9. Гидроцилиндр б, выбрав ход штока 8, автоматически отключается от гидросистемы транспортного средства. Фиксирующее устройство гидроцилиндра 6 Фиксирует шток 8, тем самым устанавливая преобразователь 4 в транспортном положении. Источник готов к передвижению. 15
Формула изобретения
Передвижной источник сейсмических импульсов, содержащий электромехани — Zp ческии,преобразователь-, связанный с механизмом подъема, включающий стойки, неподвижно установленные на транс-.-.. портном средстве, гидроцилиндр, кинематически связанный с электромеханическим преобразователем,и две направляющие, отличающийся тем, что, с целью уменьшения массогабаритных показателей за счет увеличения клиренса источника, направляющие выполнены с двумя пазами, расположенными с возможностью взаимодействия одного с катками, закрепленными на стойке, а другого — с катками, закрепленными на преобразователе, причем йаправляющие в верхней части имеют упор, установленный с возможностью взаимодействия с ним стоек, а электромеханический преобразователь выполнен с возможностью осевого перемещения вдоль штока гидроцилиндра.
1354146
Фиг, д
Составитель Т. Райков
Те хр ед А, Кр а в чу к
Корректор Л. Пилипенко
Редактор Е. Папп
Заказ 5690/41 Тираж 730
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



