Электропривод переменного тока
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многодвигательном электроприводе с синхронной частотой вращения рабочих органов. Электропривод содержит два асинхронных двигателя 1 и 2, трехфазный резистор 5, два контактора 8 и 9 с обмотками 10 и 11, контактами 12-15, 20, 21 и 16-19, 22, 23, два тиристорных регулятора 24 и 25, блок 3 сравнения, два вьшрямителя 26 и 27, логический элемент 4, блок 31 формирования импульсов управления, два генератора, два выпрямителя 26 и 27 и два датчика 6 и 7 тока. При появлении рассогласования частот вращения двигателей между резистор ом 5 и обмоткой ротора менее нагруженного двигателя включаются тиристорные регуляторы 24 и 25, что приводит к снижению частоты вращения указанного двигателя. 2 ил. с (Л оо 00 со 00 О) 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 H 02 Р 7/
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3953689/24-07 (22) 12.09.85 (46) 23.09.87. Бюл. У 35 (71) Институт энергетики и автоматики
АН УЗССР (72) Т.С.Камалов и С.С.Халиков (53) 623.321.373(088.8) (56) Иог В.И. и др. Автоматизированная система рабочего электрического вала. Электротехническая промьпдленность. - Сер. Электропривод, 1976, вып. 2. (46), с. 12-14.
Авторское свидетельство СССР
Р 1154728, кл. Н 02 P 7/74, 1983. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД IIEPEMEHHOI 0 ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многодвигательном электроприводе с
„„SU„„1339868 синхронной частотой вращения рабочих органов. Электропривод содержит два асинхронных двигателя 1 и 2, трекфазный резистор 5, два контактора
8 и 9 с обмотками 10 и 11, контактами 12 15, 20, 21 и 16 19, 22, 23, два тиристорных регулятора 24 и 25, блок 3 сравнения, два выпрямителя 26 и 27, логический элемент 4, блок 31 формирования импульсов управления, два генератора, два выпрямителя 26 и 27 и два датчика 6 и 7 тока. При появлении рассогласования частот вращения двигателей между резистором
5 и обмоткой ротора менее нагруженного двигателя включаются тиристорные регуляторы 24 и 25, что приводит к снижению частоты вращения указанного двигателя. 2 ил.
1339868
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многодвигательном электроприводе различных производственных механизмов
С с синхронной частотой вращения рабочих органов.
Цель изобретения — повышение устойчивости работы в режиме рабочего электрического вала. 10
На фиг. 1 представлена структурнофункциональная схема электропривода, на фиг. 2 — диаграммы изменения скважности импульсов управления.
Электропривод переменного тока со- >< держит два асинхронных электродвигателя 1 и 2 с фазным ротором, элемент
3 ° сравнения с двумя входами и одним выходом, логический элемент 2И 4, трехфазный резистор 5, два датчика
6 и 7 тока, включенные в первые фазы обмоток ротора асинхронных электродвигателей 1 и 2, выводы обмоток статора которых предназначены для подклю,чения к фазам питающей сети„ первая фазная обмотка ротора первого асинхронного электродвигателя 1 подключена к одному выводу трехфазного резистора 5, два контактора 8 и 9 с обмотками 10 и 11, четырьмя замыкающими контактами 12-15 и 16-19 и двумя размыкающими контактами 20 и 21, 22 и 23, два тиристорных регулятора
24 и 25,. составленные из встречнопараллельно включенных тиристоров, два выпрямителя 26 и 27, усилитель
28, два генератора 29 и 30 прямоугольных импульсов, блок 31 формирования импульсов управления, прямой и инверсный выходы элемента 3 сравнения подключены соответственно к обмоткам
10 и 11 контакторов 8 и 9, входы элемента 3 сравнения через выпрямители
26 и 27 подключены к выходам соответ— ствующих датчиков 6 и 7 тока и к входам соответствующих генераторов 29 и
30 прямоугольных импульсов, которых подключены к входам логического элемента 2И 4, выход которого через усилитель 28 подключен к входу блока 31 формирования импульсов управления, выходы которого подключены к управляющим электродам тиристоров тиристорных регуляторов 24 и 25, первая фаза обмотки ротора второго асинхронного электродвигателя 2 подключена к одному выводу трехфазного резистора 5, вторые и третьи фазы обмоток ротора асинхронных электродвигателей 1 и 2 объединены через соединенные последовательно соответственно первые и вторые размыкающие контакты 20 и 22, 21 и 23 контакторов
8 и 9, один вывод первого тиристорного регулятора 24 через первые замыкающие контакты 12 и 16 первого и второго контакторов 8 и 9 подключен к третьей фазе обмоток ротора асинхронных электродвигателей 1 и 2, другой вывод первого тиристорного регулятора 24 через вторые замыкающие контакты 13 и 17 первого и второго контакторов 8 и 9 подключен к точке соединения выводов первых размыкающих контактов 20 и 22 контакторов 8 и 9 и третьего вывода трехфазного резистора 5, один вывод второго тиристорного регулятора 25 через третьи замыкающие контакты 14 и 18 первого и второго контакторов 8 и 9 подключен к второй фазе обмоток ротора асинхронных электродвигателей 1 и 2, другой вывод второго тиристорного регулятора 25 через четвертые замыкающие контакты 15 и 19 первого и второго контакторов 8 и 9 подключен к точке соединения выводов вторых размыкающих контактов 21 и 23 контакторов 8 и 9 и второго вывода трехфазного резистора 5.
На фиг. 2 приняты следующие обозначения: 32 и 33 — диаграммы для фазового рассогласования токов обмоток ротора соответственно = 0 и q ) 0;
34 и 35 — токи в цепях ротора двигателей; 36-38 — сигналы на выходе генераторов прямоугольных импульсов и логического элемента 2И.
В согласованном режиме (М „= М ) если рассматривать роторы двигателей как отдельные секции, оси их совпадают и угол рассогласования положения роторов 9 = О, роторные токи на выходах датчиков тока равны по величине и угол сдвига фаз роторов 1= 0 °
В этом случае обмоткам 10 и 11 кон- такторов 8 и 9 не подается напряжение от элемента 3 сравнения, при этом замкнуты размыкающие контакты 20-23 и разомкнуты замыкающие контакты 1219 контакторов 8 и 9,. Тиристорные регуляторы 24 и 25 не подключаются к цепям роторов двигателей 1 и 2, т.е. электропривод работает как обычный электрический вал.
Для измерения сдвига фаз роторных токов полученные от датчиков 6 и 7
l339868 тока сигналы подаются на соответствующие генераторы 29 и 30 импульсов, где токи преобразуются в промежуточные импульсы (фиг. 2). Эти импульсы подаются на логический элемент 2И 4. На вы5 ходе элемента 2И 4 сигнал усиливается в усилителе 28 и подается к управляющим электродам тиристоров тиристорных регуляторов 24 и 25 через блок 10
31 формирования импульсов управления.
В данном случае скважность управляющих импульсов минимальна, угол управления тиристоров a = =0 (фиг. 2).
С появлением разности нагрузок, на- 5 ример, при Мс, с Мс ротор двигателя 2 начинает отставать от ротора двигателя 1 и появляются угол рассогласования положения роторов В ) О, разности величины токов роторов, угол
20 сдвига фаз у > 0 (фиг. 2) . При даль— нейшем увеличении разности статических моментов МС ротор двигателя с меньшей нагрузкой ускоряется и угол растет. В этом случае от элемента
3 сравнения токов роторов по величине подается напряжение к обмотке 10 первого контактора 8. Последний включается и происходит размыкание контактов 20 и 21 и замыкание контактов
12-15 первого контактора 8. При этом замкнуты контакты 22 и 23 и разомкнуты контакты 16-19 второго контактора 9, так как на обмотку 11 последнего не подано напряжение. Таким образом, тиристорные регуляторы 24 и 25 подключаются к цепи ротора двигателя 1 с меньшей нагрузкой. В случае M с, ) М от элемента сравнения токов роторов по величине подается напряжение к контактору 9.
С получением напряжения размыка— ются контакты 22 и 23 и замыкаются контакты 16-19 контактора 9.
При этом замкнуты контакты 20 и 21 .и разомкнуты контакты 12-15 контак- 45 тора 8. В этом случае тиристорные регуляторы 24 и 25 подключаются к цепи ротора двигателя 2 с меньшей нагрузкой. Одновременно подается сигнал к управляющим электродам тиристоров при М„ Ф М„ ч 7 О д я изменения угла управления последних, т.е. n О. С введением тиристорных регуляторов 24 и 25 создается тормозящий момент, который препятствует ускорению ротора двигателя с меньшей нагрузкой, благодаря чему уменьшается угол рассогласования положения роторов в . .Чтобы сохранить согласованное вращение двигателей 1 и 2 при дальнейшем увеличении разности статических моментов, т.е. поддерживать угол 8 и соответственно скорости вращения двигателей, блок 31 формирования импульсов управления изменяет угол Ы управления тиристорами.
Таким образом, благодаря введению в предложенное устройство двух контакторов, двух тиристорных регуляторов, блока формирования импульсов управления, усилителя и двух генераторов прямоугольных импульсов обеспечивается синхронное z» синфазное вращение двигателей в статическом и динамическом режимах работы. формула и з о б р е т е н и я
Электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных электродвигателя с фазным ротором, элемент сравнения с двумя входами и одним выходом, логический элемент 2И, трехфазный резистор, два датчика тока, включенные в первые фазы обмоток ротора асинхронных электродвигателей, выводы обмоток статора которых предназначены для подключения к фазам питающей сети, первая фаэная обмотка ротора первого асинхронного электродвигателя подключена к одному выводу трехфазного резистора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения устойчивости работы электропривода в режиме рабочего электрического вала, в него введены два контактора с обмоткой, четырьмя замыкающими и двумя размыкающими контактами каждыи, два тиристорных регулятора, составленных йз встречно параллельно включенных тиристоров, два выпрямителя, усилитель, два генератора прямоугольных импульсов, блок формирования импульсов управления, элемент сравнения дополнен инверсным выходом, подключенным к обмотке второго контактора, обмотка первого контактора подключена к прямому выходу элемента сравнения, входы которого через выпрямители под" ключены к выходам соответствующих датчиков тока и к входам соответствующих генераторов прямоугольных им" пульсов, выходы которых подключены к входам логического элемента 2И, выход которого через усилитель подключен к входу блока формирования импульсов управления, выходы которых подключены к управляющим электродам
13398б8
Составитель Е. Перемыслова
Редактор JI.Ãðàòêëëo Техред Л.Сердюкова Корректор А.Обручар
Заказ 4243/54 Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4 тиристоров тиристорных регуляторов, первая фаза обмотки ротора второго асинхронного электродвигателя подключена к одному выводу трехфазного резистора, вторые и третьи фазы обмо5 ток ротора асинхронных электродвигателей объединены через соединенные последовательно соответственно первые и вторые размыкающие контакты контак- 1О .торов, один вывод первого тиристорного регулятора через первые замыкающие контакты первого и второго коитакторов подключен к третьей фазе обмоток ротора асинхронных электродвигателей, другой вывод первого тиристорного регулятора через вторые эамыкающие контакты первого и второго контакторов подключен к точке соединения выводов первых размыкающих контактов контакторов и третьего вывода трехфазного резистора, один вывод второго тиристорного регулятора через третьи замыкающие контакты первого и второго контакторов подключен к второй фазе обмоток ротора асинхронных электродвигателей, другой вывод второго тиристорного регулятора через четвертые замыкающие контакты первого и второго контакторов подключен к точке соединения выводов вторых размыкающих контактов контакторов и второго вывода трехфазного резистора.



