Электрическая машина
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности. Статор содержит шихтованный сердечник 1, обмотку 2, закрепленную посредством текстолитовых клиньев 3 и магнитодиэлектрических клиньев 4 с хвостовиками 5. Выступы 6 клиньев направлены в сторону зазора машины и образуют сплошное магнитодиэлектрическое кольцо, которое частично перекрывает воздушный зазор в зоне крайних пакетов статора. Хвостовики 5 могут быть армированы сетками из магнитомягкой проволоки. Это позволяет снизить аксиальный магнитный поток н е только на коронке, но и на всей поверхности зубцов крайних пакетов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. I U) со со :о 05 f 9utt
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5ц 4 Н 02 К 3/493
ВСЕ" >10>>(h ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ, l3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2! ) 3850 70 8/24-0 7 (22) 03. 12, 84 (46) 23.09.87. Бюл, У 35 (71) Институт электродинамики
АН УССР (72) Г, Г, Счастливый, В. И. Смородин, Л. Н. Руденко и А. И. Яковлев (53) 621. 313, 04 (088. 8) (56) Постников И, М. и др. Электромагнитные и тепловые процессы в концевых частях мощных турбогенераторов, — Киев: Наукова думка, 1971, с, 23.
Авторское свидетельство СССР
У 546997, кл. Н 02 К 3/493, 19?4, „„80„„1339760 А 1 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— повышение надежности, Статор содержит шихтованный сердечник 1, обмотку 2, закрепленную посредством текстолитовых клиньев 3 и магнитодиэлектрических клиньев 4 с хвостовиками 5.
Выступы 6 клиньев направлены в сторону зазора машины и образуют сплошное магнитодиэлектрическое кольцо, которое частично перекрывает воздушный зазор в зоне крайних пакетов статора.
Хвостовики 5 могут быть армированы сетками из магнитомягкой проволоки.
Это позволяет снизить аксиальный маг- а ф нитный поток не только на коронке, но и на всей поверхности зубцов крайних пакетов, 1 з,п. ф-лы, 2 ил.
11»
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных гидро- и турбогенераторах.
1!ель изобретения — повышение надежности и долговечности машины путем снижения потерь и нагрева в зубцовой зоне крайних пакетов.
На фиг. 1 изображены торцовая зона статора турбогенератора и клин с хвостовиком и армирующими сетками, продольный разрез; на фиг. 2 — вид
А на фиг. 1.
Статор содержит шихтонанный сердечник 1, в пазах которого установлена обмотка 2, закрепленная посредством текстолитовых клиньев 3 и магнитодиэлектрических клиньев 4 с хвостовиками 5, Последние снабжены выступами 6, направленными в сторону воздушного зазора машины и превышающими ширину клина на величину, равную ширине зубца (с каждой стороны клина на половину ширины зубца). Эти выступы образуют сплошное магнитодиэлектрическое поле 7, которое частично перекрывает воздушный зазор машины в зоне крайних пакетов статора.
Поверхность хвостовиков 5 прилегает к зубцам крайних пакетов и повторяет конфигурацию последних„ В хвостовиках могут быть выполнены каналы, являющиеся продолжением вентиляционных каналов 8 ° Угол наклона в плоскости армирующих сеток хвостовика к радиусу машины уменьшается от 30 — 45 в области торца статора до 0 в зоне второго, третьего крайнего пакета статора.
Армирующая структура состоит из плоских металлических сеток, перпендикулярных плоскости чертежа и несвязанных между собой электрически в осевом направлении. В области хвостовика клина, где наблюдается "выпучивание" магнитного потока из зазора машины, плоскости армируюших сеток расположены веерообразно, Отношение магнитной проницаемости в радиально-тангенциальном направлении к магнитной проницаемости в осевом направлении достигает величины 20-25. Такое армирование создает благоприятные условия для вхождения
97б0
Il 1 магнитного потока вып ..чи ; пия
40 клин с последующим разворотом поток» в радиально-тангенциалы ом направл»вЂ” нии и существенно снижает осевую составляющую магнитного поля, потери и нагрев зубцовой зоны крайних пакетов.
Армирование проволокой обеспечивает также механическую прочность хвостовика с кольцом.
В указанной конструкции ста, ра существенно снижается аксиальный магнитный поток не только на коронке, но и на всей поверхности зубцов крайних пакетов за счет закрытия зазора и перераспределения потока в магнитодиэлектрическом анизотропном кольце.
При этом значительно снижаются потери и нагрев в зубцовой зоне крайних пакетов.
Изобретение позволяет повысить надежность и расширить диапазон допустимых нагрузок, Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1 ° Электрическая машина, включающая ротор и расположенный относительно него с зазором статор, содержащий шихтованный разделенный на пакеты вентиляционными каналами сердечник, в пазах которого установлена обмотка, закрепленная посредством клиньев, крайние из которых со стороны торцов сердечника снабжены хвостовиками .из магнитодиэлектрика, прилегающими к зубцам крайних пакетов, повторяющими их конфигурацию и образующими на торце сердечника кольцо, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем снижения потерь и нагрева в зубцовой зоне,крайних пакетов, хвостовики клиньев снабжены выступами, обращенными в сторону зазора, образованное ими кольцо частично перекрывает зазор машины в зоне крайних пакетов статора, 2. Машина по п, 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что хвостовики клиньев армированы сетками из магнитомягкой проволоки, угол наклона плоскостей которых к радиусу статора изменяется вдоль длины клина, уменьшаясь от торца статора,вглубь машины.! 339ИО
ЖРА
Щг. Я
Составитель Ф. Подольская
Редактор Н. Гунько Техред Л.Сердюкова Корректор А- Тяско
Заказ 4238/49 Тираж 659 Подпи си о е
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


