Система сигнализации об условиях захода на посадку летательного аппарата
Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано для сигнализации о допустимых погодных условиях при заходе на посадку летательных аппаратов. Цель изобретения - повышение вероятности безаварийной посадки летательного аппарата. Система содержит ряд сигнализаторов, дающих сведения о состоянии основных узлов и систем летательного аппарата. В зависимости от сочетания сигналов сигнализаторов с помощью логических схем И 6, 7, 8, 23, схемы ИЛИ 19, схем НЕ 17, 18 срабатывает один из сигнализаторов 9, 21 или 24, информируя о возможности захода на посадку в погодных условиях, первый, второй или третий категории ИК АО. 1 ил.
Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано для сигнализации о допустимых погодных условиях при заходе на посадку летательных аппаратов. Цель изобретения повышение вероятности безаварийной посадки летательного аппарата в различных погодных условиях. На чертеже представлена структурная схема системы сигнализации об условиях захода на посадку летательного аппарата. Предлагаемая система сигнализации содержит сигнализатор 1 отказов первого радиовысотомера, сигнализатор 2 отказов второго радиовысотомера, сигнализатор 3 отказа автомата тяги, сигнализатор 4 режима "Курс", сигнализатор 5 режима "Глиссада", первую схему И 6, первую схему ИЛИ 7, вторую схему И 8, сигнализатор 9 "Первая категория", сигнализатор 10 отказов первого курсового радиоприемника, сигнализатор 11 отказов второго курсового радиоприемника, сигнализатор 12 отсутствия резервов авиагоризонта, сигнализатор 13 отсутствия резерва продольного канала автопилота, сигнализатор 14 отсутствия резерва бокового канала автопилота, сигнализатор 15 отсутствия резерва вычислителей захода на посадку, сигнализатор 16 отсутствия резерва вычислителей выравнивания, первую схему НЕ 17, вторую схему НЕ 18, вторую схему ИЛИ 19, третью схему И 20, сигнализатор 21 "Вторая категория", сигнализатор 22 посадочного положения самолетной механизации, четвертую схему И 23 и сигнализатор 24 "Третья категория". Система сигнализации работает следующим образом. При включении режима автоматического захода на посадку включаются сигнализаторы 4 режима "Курс" и 5 режима "Глиссада". Из сигнализаторов 4 и 5 сигналы UБ и Uп поступают соответственно на входы второй 8, третьей 20 и четвертой 23 схем И. На третий вход второй схемы И 8 поступает сигнал с выхода первой схемы ИЛИ 7, на входы которой поступают сигналы при отказах, вызывающих обрабатывание сигнализатора 3 отказа автомата тяги UАТ, или сигнализатора 12 отсутствия резерва авиагоризонтов UАТ, или одновременного срабатывания () двух сигнализаторов отказа первого 1 и второго 2 радиовысотомеров U
U
. Возникновение этих отказов приводит к невозможности выполнения безопасного захода на посадку в условиях вертикальной видимости менее, чем 60 м, или горизонтальной видимости менее, чем 800 м, что соответствует погодным условиям первой категории ИКАО и вызывает появление сигнала на выходе второй схемы И 8 и срабатывание сигнализатора 9 "Первая категория", который выдает информацию об ограничении возможности захода на посадку в погодных условиях хуже, чем первая категория ИКАО, в соответствии со следующим выражением: UI= UБ
Uп
[UАТ
UАГ
(U
U
)] На первый вход третьей схемы И 20 поступает сигнал с выхода многовходовой логической схемы 19 ИЛИ, на входы которой поступают сигналы, возникающие при отказах, вызывающих срабатывание одного из следующих сигнализаторов: U
от сигнализатора первого отказа первого радиовысотомера; U
от сигнализатора второго отказа второго радиовысотомера; U
от сигнализатора 10 отказа первого курсового радиоприемника; U
от сигнализатора 11 отказа второго курсового радиоприемника; Uт от сигнализатора 13 отсутствия резерва продольного канала автопилота; Uкр от сигнализатора 14 отсутствия резерва бокового канала автопилота; Uвз от сигнализатора 15 отсутствия резерва вычислителей захода на посадку;
Uвв от сигнализатора 16 отсутствия резерва вычислителей выравнивания. Возникновение этих отказов приводит к невозможности выполнения безопасного захода на посадку в погодных условиях вертикальной видимости менее, чем 30 м, или горизонтальной видимости менее, чем 400 м, что соответствует условиям второй категории ИКАО, в связи с чем на выходе третьей схемы И 20 формируется сигнал UII, что вызывает срабатывание сигнализатора 21 "Вторая категория". Сигнализатор 21 выдает информацию об ограничении возможности захода на посадку в погодных условиях хуже, чем вторая категория ИКАО в соответствии со следующим выражением:
UII= UБ Uп
UI
(U
U
U
U
Uт
Uкр
Uвз
Uвв). Подключение на четвертый вход третьей схемы И 20 сигнала через схему НЕ 17 обеспечивает невозможность включения сигнализатора 21 "Вторая категория" при срабатывании сигнализатора 9 "Первая категория". При полной исправности бортового оборудования после установки самолетной механизации (закрылков, предкрылков, шасси и т.п.) в посадочное положение появляется сигнал Uмех, срабатывает сигнализатор 22 и на выходе четвертой схемы И 23 формируется сигнал
UIII= UБ Uп
Uмех
UII
Сигнал UIII поступает на сигнализатор 24 "Третья категория", обеспечивая информацию экипажу о возможности безопасного захода на посадку в погодных условиях третьей категории ИКАО.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1