Якорь электрической машины
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях. Цель изобретения - повышение надежности. Якорь электрической машины содержит установленный на валу 1 шихтованный зубчатый сердечник 2, в пазах 3 которого размеш,ена обмотка 4, закрепленная пазовым клином 5. Между обмоткой 4 и дном паза 3 установлен упругодеформируемый элемент 6, подпружиненный пружиной 7. Боковые грани элемента 6 входят в прорези 8 в боковых стенках паза 3. Это позволяет устранить перемещение обмотки якоря в пазу сердечника под действием центробежных и динамических сил при работе машины. 1 з. п. ф-лы, 3 ил. (Л со 00 О5 О5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5g 4 Н 02 К 3 48
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2!) 3963597/24-07 (22) 10.10.85 (46) 07.09.87. Бюл. № ЗЗ (71) Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В. И. Киселев, А. Д. Глущенко, Е. А. Фальковский и М. 3. Мартьянов (53) 621.313.04 (088.8) (56) Патент Великобритании № 1044574, кл. Н 02 К 3/48, 1966.
Авторское свидетельство СССР № 386468, кл. Н 02 К 1/16, 1970.
„„SU„„1336160 А 1 (54) ЯКОРЪ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях. Цель изобретения— повышение надежности. Якорь электрической машины содержит установленный на валу 1 шихтованный зубчатый сердечник 2, в пазах 3 которого размещена обмотка 4, закрепленная пазовым клином 5. Между обмоткой 4 и дном паза 3 установлен упругодеформируемый элемент 6, подпружиненный пружиной 7. Боковые грани элемента 6 входят в прорези 8 в боковых стенках паза 3. Это позволяет устранить перемещение обмотки якоря в пазу сердечника под действием центробежных и динамических сил при работе машины. 1 з. п. Я ф-лы, 3 ил.!
336160
Формула изобретения
1 /диче фиг. д
9иг Z
Составитель А. Кузьмин
Редактор А. Шишкина Техред И. Верее Корректор А. Обручар
3a каз 3811/52 Тираж б59 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях локомотивов.
Цель изобретения — повышение надежности якоря электрической машины.
На фиг. 1 показан якорь электрической машины; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, положение прорезей на боковых стенках паза на различных расстояниях от оси вращения якоря.
Якорь электрической машины содержит установленный на валу 1 шихтованный зубчатый сердечник 2, в пазах 3 которого размещена обмотка 4, закрепленная пазовым клином 5. Между обмоткой 4 и дном паза 3 установлен упругодеформируемый элемент 6, подпружиненный пружиной 7. Боковые грани упругодеформируемого элемента 6 входят в прорези 8 в боковых стенках паза 3.
В процессе работы электрической машины происходит уменьшение объема, занимаемого обмоткой 4 якоря в пазу 3 сердечника 2, вследствие усыхания ее изоляции.
Центробежные и динамические силы перемешают обмотку в радиальном и тангенциальном направлениях и поджимают ее к пазовому клину 5 и одной из боковых стенок паза 3. После прекращения действия указанных сил обмотка 4 продолжает находиться в поджатом состоянии под воздействием упругодеформируемой пластины 6, подпружиненной пружиной 7. По мере дальнейшего усыхания изоляции пластина 6 под действием пружины 7 и центробежных сил продолжает поджатие обмотки 4 в указанном направлении — к вершине паза и боковые грани пластины переходят в следующие по высоте прорези 8 в боковых стенках паза. Обмотка 4 остается в поджатом состоянии и в случае потери упругости пружиной 7, так как упругодеформируемая пластина 6, боковые грани которой по длине паза выполнены встречно наклонными к его вершине, входит в соответствуюшие прорези 8 в боковых стенках паза и имеет возможность перемешаться только в направлении действия указанных сил и пружины 7. При выполнении упругодеформируемой пластины 6 на различных расстояниях от оси вращения
5 вала поджимающие усилия от нее и пружины 7 действуют под углом к радиальной плоскости, проходяшей через продольную ось симметрии паза и ось вращения вала 1, постоянно поджимая обмотку к пазовому клину 5 и одной из боковых стенок паза 3.
Элемент 6 может выполняться из немагнитного материала, чем исключается возможность его нагрева токами Фуко, что имеет место при выполнении демпфирующего элемента из магнитного материала. Нагрев демпфирующего материала ведет к интенсивному старению изоляции в обмотке паза вследствие ее перегрева.
Таким образом, в предлагаемом устройстве-устраняется перемещение обмотки якоря
20 в пазу сердечника под действием центробежных и динамических сил при работе электрической машины, что позволяет уменьшить возможность механического повреждения изоляции обмотки и повысить надеж25 ность якоря электрическои машины
1. Якорь электрической машины, содержащий шихтованный зубчатый сердечник, З0 обмотку, пазовые клинья и упругодеформируемые элементы, размещенные по длине паза под обмоткой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, каждый упругодеформируемый элемент выполнен в виде пластины, боковые грани которой
З5 имеют скос к расточке якоря, и введен в прорези на стенках паза, повторяюшие форму краев пластины, а между упругодеформируемым элементом и дном паза установлена пружина.
40 2. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что противолежащие прорези выполнены на разных расстояниях от дна паза.

