Способ виброакустической диагностики механизмов
Изобретение относится к технике диагностики и контроля состояния вращающихся механизмов с зубчатыми передачами и подщипника.ми качения. Цель изобретения - повысить точность диагностики технического состояния элементов механизма. Для этого быстроходному валу механизма при постоянном скоростном режиме придают вращение в рабочем и противоположном направлениях , получают соответствующие значения параметра вибрации для каждого элемента механизма и по их разности судят о техническом состоянии элементов, сравнивая полученные разности с эталонными. Устройство , реализующее данный способ, содержит вибропреобразователь 1, предварительный усилитель 2. блок 3 полосно-пропускающих фильтров, блок 4 усиления, индикатор 5 и источник 6 питания. I ил. САЭ Ю СП СО ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (5и 4 G 01 М 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ/>
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4034301/24-28 (22) 11.03.86 (46) 23.07.87. Бюл, ¹ 27 (71) Калининское трамвайно-троллейбусное управление (72) Д. К. Соболев и А. П. Стариков (53) 620.! 78.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 601094, кл. G 01 М 13/02, 1978. (54) СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЛ
ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ (57) Изобретение относится к технике диагностики и контроля состояния вращающихся механизмов с зубчатыми передачами и подшипниками качения. Цель изобретения—
ÄÄSUÄÄ 1325315 А I повысить точность диагностики технического состояния элементов механизма. Для этого быстроходному валу механизма при постоянном скоростном режиме придают вращение в рабочем и противоположном направлениях, получа ют соответствуюгцие значения параметра вибрации для каждого элемента механизма и по их разности судят о техническом состоянии элементов, сравнивая полученные разности с эталонными. Устройство. реализующее данный способ. содержит вибропреобразователь 1, предварительный усилитель 2, блок 3 полосно-пропускающих фильтров, блок 4 усиления, индикатор 5 и источник 6 питания. 1 ил.
1325315
Формула изобретения
1:Ос Т3 В Ит < .t Ü . 3. Ill àðÎ В«(1 ОВ
Ре,(ак:ор А Воровин техре» И. Иерее Корректор М. 1Iо>ко
3 и к;) В 3(>-IО 36 и ра >к 77 б 11оннисно(Н1111111111 (:с>д()р<тн)енного когиит«та 1:(:(.!), tt() неаач llç()áðñò 1130:13>, Москва, Ж 3Г). Ра> шская н))б, д. 1!5 ! If)()!iÂÂî < Ttt< tIit()-ио, ttt f)ti(PItиеско< ир< <ириятис, (. ) ir i ()f)0)1, сс(. I If)()(t«(i!àè. Изобретение относится к виброакустической диагностике и может быть использовано при определении технического состояния вращающихся механизмов с зубчатыми передачами и подшипниками качения. Целью изобретения является повышение точности диагностики технического состояния механизма за счет совместного применения разнонаправленных вращений вала механизма, получения и использования разности соответствующих параметров вибрации. На чертеже приведена блок-схема устройства, реализующего способ. Устройство состоит из последовательно соединенных вибропреобразователя 1, устанавливаемого в выбранной точке на корпусе механизма. Подключение вибропреобразователя 1 осуществляется с помошью предварительного усилителя 2, имеющего большое входное сопротивление. Для выделения отдельных участков частотного спектра вибросигнала используется блок 3 полосно-пропускающих фильтров. Выход блока 3 соединен с входом блока 4 усиления и преобразования амплитудного значения вибросигнала в средневыпрямленное. Отсчет уровня измеряемых виброускорений производят по стрелочному индикатору 5, вход которого соединен с выходом блока 4 усиления и преобразования. Питание устройства осуществляют стабилизированным двухполярным источником 6 питания, связанным с блоком 4. Способ диагностики механизма реализуется следующим образом (например, диагностика тяговых редукторов трамвайных вагонов) . Колесная пара с тяговым редуктором устанавливается на стенд для обкатки. Вибропреобразователь 1 устанавливают на корпус тягового редуктора в районе быстроходной зубчатой передачи. Быстроходный вал редуктора приводится во вращение электродвигателем. Нагрузка Hа элемеltòht редуктора задается нажимной колесной парой (двигатель и нажимная колесная пар» не показаны). Сигнал вибропреобразователя 1 поступает на вхо71 предварительного усилителя 2. ;1,алее сигнал от предварительного усилителя >госту!>аег в блок 3 полосно-пропускаю-! них фиды ров. Полосы пропускания фильтров определеill)l при задан>юм скоростном режиме по зуc)lloI3(>ll частоте пересопряжепия передач и частоте соударения деталей подшипников. Перестройка звеньев фильтра под полосы пропускания осуществляется путем коммутации сопротивлений и конденсаторов, значения которых определяют параметры фильтров. Значения диагностического критерия для всех кинематических пар получают при одной установке вибропреобразователя 1 на корпусе редуктора и выбранном направлении вращения быстроходного вала посредством переключения полосно-пропускающих фильтров. Поставленная цель диагностики достигается тем, что при заданном скоростном и нагрузочном режимах придают быстроходному валу механизма рабочее направление вращения вала и фиксируют первые значения параметра вибрации (виброускорение), затем придают быстроходному валу механизма направление врагцения, обратное рабочему, фиксируют вторые значения параметра вибрации„соответствующие состоянию неизношенных активных поверхностей элементов механизма, и определяют разности параметров вибрации для каждого из элементов механизма. Полученные разности сравнивают с эталонными, которые определяют статистическим методом из условия обеспечения межремонтной наработки механизма, и судят о техническом состоянии каждого из элементов. Способ виброа кустической диа гностики механизмов, заключак>щийся в том, что обеспечивак>г заданныс скоростной и нагрузочный режимы, придают быстроходному валу вращение. обратное рабочему, получают параметр вибрации и по нему судят о техническом состоянии механизма, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения точности диагностики, определяют границы полосового фильтра для каждого из элементов механизма, при заданном скоростном режи>Ie придают быстроходному валу механизма рабочее направление вращения вала и фиксируют первые значения параметра вибраILHH для каждого из элементов механизма, затем придают быстроходному валу механизма направление вращения, обратное рабочему, фиксирук>т вторые значения параметра вибрации, апреле;IBloT разницы параметров вибрации для каждого из элементов механизма и по ним судят о техническом состоянии каждого из элементов.