Предохранительная муфта
Изобретение относится к области машиностроения и нредназначено для защиты приводов машин от перегрузок. Целью изобретения является повышение надежности и увеличение долговечности. Муфта.содержит ведущую 1 и подпружиненную ведомую 3 полумуфты, связанные посредством кулачков 4. На ведомой полумуфте 3 жестко закреплен кулачок 11, с которым контактирует Г-образный рычаг 13, шарнирно закрепленный в пазах опорного кольца 16. В радиальны.х отверстия.х кольца 16 установлены подпружиненные шестерни-сателлиты 17. При перегрузке расцепляются кулачки полумуфт, ведомая полумуфта 3 смещается в осевом направлении, кулачок 11 воздействует на рычаг 13, поворачивая его. Рычаг нажимает на ось шестерни-сателлита 17 и вводит и. в зацепление с венцами полумуфт 1 и 2, обеспечивая прбворачивание ведомой полумуфте и ведомому валу в направлении, обратном заданному, до устранения перегрузки . 3 ил. со к оо ОС о:
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК с-и 1323783
F 16 D 7/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ц11 >4 Р
Фиг. 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
И ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4041137/25-27 (22 ) 24.03.86 (46) 15.07.87. Бюл. № 26 (75) В. К. CyëèìîB и P. Б. Гевко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 530126, кл. F 16 Р 7/04, 1974.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1109548, кл. F 16 D 7/04, 1983. (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области ма;пиностроения и предназначено для защиты приводов машин от перегрузок. Целью изобретения является повышение надежности и увеличение долговечности. Муфта содержит ветущую 1 и подпружиненную ведомую 3 полумуфты, связанные посредством кулачков 4. На ведомой полумуфте 3 жестко закреплен кулачок 11, с которым контактирует
Г-образный рычаг 13, шарнирно закрепленный в пазах опорного кольца 16. В радиальных отверстиях кольца 16 установлены подпружиненные шестерни-сателлиты 17. При перегрузке расцепляются кулачки полумуфт, ведомая полумуфта 3 смещается в осевом направлении, кулачок ll воздействует на рычаг 13, поворачивая его. Рычаг нажимает на ось шестерни-сателлита 17 и вводит их в зацепление с венцами полумуфт 1 и 2, обеспечивая проворачивание ведомой полумуфте и ведомому валу в направлении, обратном заданному, до устранения перегрузки. 3 ил.
1323783
Формула изобретения
55!
Изобретение относится к машиностроению и предназначено зын ищать приводы машин, например шнековых транспортеров и конвейеров, от перегрузок.
Целью изобретения является повышение надежности и увеличение долговечности.
На фиг. 1 изображены предохранительная муфта; на фиг. 2 — — сечение Л-Л на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2.
П редохра нител ьп ая муфта состоит нз ведущей полумуфты 1, свободно установленной на ведомом валу 2 и связанной с ведомой полумуфтой 3 посредством кулачков 4. Ведущая полумуфты 1 снабжена приводным шкивом 5 и во избежание трения контактирует с выступом 6 ведомого вала 2 через опорные шарики 7. Ведомая полумуфта 3 с возможностью осевого перемещения установлена на шлицах ведомого вала 2 и поджата пакетом тарельчатых пружин 8, величина сжатия которых регулируется гайкой 9 через втулку 10: На ведомой полумуфте 3 жестко закреплен кулачок 11, который своей внешней профильной поверхностью контактирует с шариками 12 Г-ооразных рычагов 13, установленных с возможностью качания на осях 14 в пазах 15 опорного кольца 16 и взаимодействующих с осями конических шестерей-сателлитов 17 посредством своих сферических головок 18.
Шестерни-сателлиты 17 установлены с возможностью радиального перемещения по направлению к общей геометрической оси муфты и ввода в зацепление с ведугцей 1 и ведомой 3 полумуфтами в подшипниках
19 скольжения, помещенных в отверстия опорного кольца 16. Шестерни-сателлиты
17 снабжены пружинами 20, установленными между опорным кольцом 16 и упорными дисками 21, зафиксированными относительно шестерен-сателлитов li разрезными кольцами 22. Кольцо 16 жестко связано, например, сваркой с пластиной 23. которая закреплена на неподвижной опоре 24.
Предохранительная муфта работает следующим образом.
Вращение со шкива 5 через сцепленные посредством кулачков 4 ведущую 1 и ведомую 3 полумуфты передается на ведомый вал 2. При перегрузке, т.е. останове ведомого вала 2 и ведомой полумуфты 3, кулачки 4 ведущей полумуфты 1 выходят из зацепления с ведомой полумуфтой 3 и последняя перемещается в осевом направлении, сжимая пакет тарельчатых пружин 8. При осевом отжатии ведомой полумуфты 3 связанный с ней кулачок 11 своей конусной профильной поверхностью воздействует на шарики 12 Г-образных рычагов 13, которые, проворачиваясь на осях !4, передают движение коническим шестсрням-сателлитам
17. Шестерни-сателлиты 17, перемешаясь в направлении к обшей геометрической оси муфты, вводятся в зацепление с ведущей
5 10
2 ! и ведомой 3 полумуфтами. Ведущая полумуфта 1 продолжает вращаться, шестернисателлиты 17 проворачиваются относительно своих осей, н на ведомой полумуфте 3 появляется вра щающи и момент, обратный действу|о цему на шкиве 5. Происходит проворачивание ведомого вала 2 в направлении, обратном заданному. По мере вращения шестерен-сателлитов 17 кулачки 4 ведущей полумуфты входят в зацепление с ведомой полумуфтой 3, шестерни-сателлиты 17 под действием пру?KHH 20 выводятся из зацепления с полумуфтами 1 и 3 и на ведомом валу 2 снова появляется вращающий момент заданного направления. В случае, если обратное проворачивание вала
2 не приводит к ликвидации перегрузки, цикл повторяется. Регулировка муфты на определенный момент срабатывания осуществляется посредством гайки 9.
1(спользование изобретения позволяет существенно упростить конструкцию за счет вывода шестерен-сателлитов из ки нем атической цепи передачи крутящего момента путем из установки в радиальных отверстиях неподвижного опорного кольца в отведенном положении. При такой схеме становится возможным применение обычных конических шестерен-сателлитов (в известном устройстве шестерни-сателлиты выполнены эллипсной формы).
Сателлиты вводятся в зацепление с полумуфтами только при перегрузке для получения эффекта реверсирования ведомого вала. До возникновения перегрузки и после ее снятия шестерни-сателлиты подпружинены в отведенном положении, а передача крутящего момента осуществляется традиционным способом — через кулачковое зацепление ведущей и ведомой полумуфт. Усилие радиального перемещения передается шестерням-сателлитам через Г-образные рычаги при осевом отжатии ведомой полумуфты в режиме перегрузки.
Таким образом, повышается надежность срабатывания, так как исключена возможность совпадения торцов зубьев.
Предохранительная муфта, содержащая подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты, связанные посредством элементов сцепления, устройство реверсирования вращения ведомой полумуфты при перегрузке, включа1он ее конические шестерни-сателлиты со средствами их перемещения и неподвижное относительно полумуфт опорное кольцо, ведомая полумуфта выполнена с коническим зуочатым венцом.
orëè÷àþèiàÿñÿ тем, что, с целью повышения надежности и увеличения долговечности, каждое средство перемещения конических
1323783
А А по5ернуто
21
Фиг. Z РигЗ
Составитель М. Косьминова
Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Тираж 811 Подписное
Редактор Н. Швыдкая
Заказ 2949 40
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 шестерен-сателлитов выполнено в виде Г-образного рычага и закрепленного на ступице подвижной полумуфты кулачка, на торце ведушей полумуфты выполнен конический зубчатый венец, Г-образный рычаг шарнир- 5 но закреплен на опорном кольце, один его конец контактирует с кулачком, а другой— с осью радиально расположенной в опорном кольце и подпружиненной шестернисателлита, установленной с возможностью ее взаимодействия с зубчатым и венцами полумуфт.


