Способ определения прочностных свойств изделий
Изобретение относится к акустическим методам контроля. Целью изобретения является повьппение надежности контроля прочностных свойств корродированных рельсов за счет использования при определении прочностных свойств измеряемой величины, позволякяцей определять статистические параметры коррозионного поражения, благодаря чему учитывается влияние неравномерной коррозии на прочность. В рельс излучают УЗ-колебания и принимают сигналы, отраженные подошвой рельса. При прозвучивании сканируют участок контроля и измеряют коэффициент вариации амплитуды принятых УЗ-колебаний. По коэффициенту вариации с помощью корреляционной зависимости определяют предел выносливости рельсов. SS С/)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (Н) (50 4 G 01 N 29/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ц
Вил ";!, >
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4021 709/25-28 (22) 02. 12.85 (46) 07.07.87. Бюл. У 25 (71) Научно-исследовательский институт мостов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (72) А.Г. Ансберг (53) 620.179,16(088.8)
1 (53) Приходько В.Н. Нераэрушающий контроль межкристаллитной коррозии.
М.: Машиностроение, 1962, с. 37.
Приборы для неразрушакнцего контроля материалов изделия. Кн. 2, М.:
Машиностроение, 1976, с. 252-253.
l (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТНЫХ
СВОЙСТВ ИЗДЕЛИЙ (57) Изобретение относится к акустическим методам контроля. Целью изобретения является повышение надежности контроля прочностных свойств корродированных рельсов за счет использования при определении прочностных свойств измеряемой величины, позволяющей определять статистические параметры корроэионного поражения, благодаря чему учитывается влияние неравномерной коррозии на прочность.
В рельс излучают УЗ-колебания и принимают сигналы, отраженные подошвой рельса. При проэвучивании сканируют участок контроля и измеряют коэффициент вариации амплитуды принятых
УЗ-колебаний. По коэффициенту вариации с помощью корреляционной зависимости определяют предел выносливости рельсов.
1 13221
Изобретение относится.к акусти-, ческим методам контроля и может быть использовано при контроле прочностных свойств корродированных изделий, в частности, предела выносливости старогодных рельсов.
Цель изобретения- — повышение надежности контроля прочностных свойств корродированных рельсо.з.
Способ контроля корродированных изделий заключается в следующем.
Излучают в контролируемое изделие — рельс, ультразвуковые .(УЗ) колебания и принимают их отраженными донной поверхностью. Измеряют f5 на контролируемом участке коэффициент V вариации амплитуды принятых колебаний и определяют предел б ", выносливости рельсов из выражения
Формула изобретения б = 231+2, 2 (1/V- 19), 3
Способ определения прочностных свойств изделий, заключающийся в том, что излучают в изделие ультразвуковые колебания, принимают колебания, отраженные от донной поверхности, измеряют параметры принятых колебаний и с их помощью определяют проч30 ностные свойства изделий, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности контроля прочностных свойств корродированных рельсов, в качестве измеряемого параметра используют коэффициент ва35 риации амплитуды принятых колебаний, а прочностные свойства корродированных рельсов определяют из выражения
6 = 231+2,2(1/V-19), G — предел выносливости рельсов, МПа;
V — коэффициент вариации амплитуды принятых колебаний. где
Составитель В.Гондаревский
Техред И.Попович Корректор В.Бутяга
Редактор С.Патрушева
Заказ 2855/38
Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. ч/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, А
При контроле старогодных рельсов длина контролируемого участка равна
180 мм, поскольку она определяется длиной шпальной подкладки, где и имеют место корроэионные повреждения подошвы рельсов. Излучение УЗ-колебаний частотой 1,6 МГц и прием донных сигналов осуществляют при помощи аппаратуры YD- 30 Бр. Информация с выхода аппаратуры YD-30 Бр зеркальНо — теневого прозвучивания рельсов поступает в виде огибающей первого донного сигнала на длине контролируемого участка. С помощью ЭВИ определяют коэффициент Ч вариации, представляющий собой отношение выборочного стандартного отклонения к выборочному среднему, и по координационной зависимости типа б" == a. +Ь(1/V-С), где а. Ъ и С вЂ” эмпирические коэффи 3
1 циенты, определяют предел 6,, выносливости рельсов с последующим
38 2 определением годен ли проконтролированный рельс для повторной укладки или нет. Корреляционная зависимость определяется на образцах длиной порядка 1,2 м с коррозионным повреждением посередине. Определение предела выносливости на образцах приводится по методу Покати на установке
ЦЦМ ПУ-200 при коэффициенте асимметрии цикла r = О, 15. При испытаниях рельсов получают следующие значения коэффициентов а = 231, Ъ = 2,2 и
С = 19.
Проверка зависимости ба, =Е(1/Ч)
Ч для старогодных рельсов типа Р 65 показала совпадение расчетных и экспериментальных значений предела выносливости с точностью до 157..

