Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин
Изобретение относится к области электротехнику - релейной защите электроустановок, в частности к защите распредустройства с двумя системами сборных шин. Цель изобретения - повьшение надежности и упрощение конструкции путем отказа от переключений в токовых цепях. Устройство содержит трансформаторы тока 7, вторичные обмотки которых собраны по )( дифференциальной схеме и подключены к токовым цепям пускового органа 8. Пусковой орган управляет цепями отключения шиносоединительных выключателей 6 и выходными реле 11 и 12 тока. При внешнем к.з. защита не срабатывает , т.к. пусковой орган 8 отстроен от тока небаланса. При к.з. на любой из систем шин и при одновременном к.з. на обеих системах шин и отсутствии перетока на шиносоединительном выключателе 6 происходит отключение выключателя 6 с последующим каскадным отключением повредившихся шин. 1 ил. с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (Н) А1 (5)) 4 Н 02 Н 3/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H AST0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3933649/24-07 (22) 23 ° 07. 85 (46) 30.06.87. Бюл. Р 24 (75) Ю.С,Кузник (53) 621. 316. 925 (088. 8) (56) Чернобровов И. В. Релейная защи— та. М.: Энергия, 1971, с. 586-588.
Кужеков С.Л., Сипельников B.ß.
Защита шин электростанций и подстандий. M.: Энергоатомиздат, 1983. (54) УСТРОИСТВЬ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
- ЗАЩИТЫ ДВОЙНОЙ СИСТЕМЫ СБОРНЫХ ШИН (57) Изобретение относится к области электротехники — релейной защите электроустановок, в частности к защите распредустройства с двумя системами сборных шин. Цель изобретения— повьппение надежности и упрощение конструкции путем отказа от переключений в токовых цепях. Устройство содержит трансформаторы тока 7, вторичные обмотки которых собраны по дифференциальной схеме и подключены к токовым цепям пускового органа 8.
Пусковой орган управляет цепями отключения шиносоединительных выключателей 6 и выходными реле 11 и 12 то- ка. При внешнем к.з. защита не срабатывает, т.к. пусковой орган 8 отстроен от тока небаланса. При к.з. на любой из систем шин и при одновременном к.з. на обеих системах шин и отсутствии перетока на шиносоединительном выключателе 6 происходит отключение выключателя 6 с последующим каскадным отключением повредившихся шин. 1 ил.
1320858
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для релейной защиты шин распредустройства с двумя системами сборных шин. 5
Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции путем отказа от переключений в токовых цепях.
На чертеже показана схема устройства для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин.
Предлагаемое устройство содержит первую 1 и вторую 2 системы шин, к которым через шинные разъединители
3 и 4 подключены выключатели 5 присоединений и шиносоецинительный выключатель 6. Вторичные обмотки трансформаторов 7 тока всех присоединений собраны по дифференциальной схеме. и подключены к токовым цепям пускового органа 8 дифзащиты шин и к первой обмотке реле 9 направления мощности, вторая обмотка которого подключена
;к трансформаторам 10 тока шиносоединительного выключателя 6. Контакты пусковых органов 8 подключены к це— пям отключения шиносоединительного выключателя б,к катушкам выходных реле 11 и 12 первой и второй систем шин через контакты реле 9 направления мощности шиносоединительного выключателя 6, к тем же катушкам выходных реле 11 и 12 через контакты реле повторителя 13 отключенного, положения шиносоединительного выключателя 6 и соответствующие контакты реле, 14 и 15 контроля нарушения напря— жения на сборных шинах 2 и 1, подключенных к ним через трансформаторы
?6 и 17 напряжения. Контакты выходных реле 11 и 12 подключены к цепи отключения выключателей 5 через контакты реле-повторителей 18 положения шинных разъединителей 3 и 4 систем шин 1 и 2.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Выключатели 5 соответствующих присоединений подключаются к сборным шинам 1 и 2 через шинные разъединители 3 и 4 в зависимости от конкретного режима распредустройства и прилегающей сети с включенным шиносоединительным выключат<лем 6 из условий надежности и зкономичности работы.
При внешнем к.з. пусковые органы
8 дифзащиты шин отстроены.от тока небаланса, поэтому защита не срабатывает. При к.з. на одной иэ систем шин 1 или 2 срабатывают пусковые органы 8 от тока. к.з., суммированного трансформаторами 7 тока с одновременным срабатыванием реле 9 направления мощности шиносоединительного выключателя 6 с замыканием своих контактов в зависимости от направления тока от трансформаторов 10 тока в нем по отношению к сумматорному току всех присоединений сборных шин распредустройства. При к. з. на первой системе шин 1 замыкается цепь на катушку выходного реле 11, а при к.э. на второй системе шин 2 — на катушку выходного ре.ле 12, Срабатывание выходных реле 11 и
12 вызывает соответствующее отключение выключателей 5 тех присоединений, которые включены на систему.шин 1 или
2 в зависимости or замыкания цепи зтключения через контакты реле повторителей 18 шинных разъединителей 3 или 4. Отключение шиносоединительного выключателя.б происходит непосредственно от пусковых органов 8 дифза— щиты шин, поэтому отключается только та система шин, на которой произошло к.э.
В режимах разомкнутого шиносоединительного выключателя. 6 при наличии обходных связей между защищаемыми системами шин 1 или 2 выбор поврежденной системы шнн осуществляется с помощью реле 1 и 15 контроля нарушения напряжения на сбор .ых шинах эа счет выбора на них уставки, отстроенной от к.з. на чужой системе шин по обходным связям с неповрежденной системой шин. Поскольку разница в уровнях напряжения за счет циркуляции токов по линиям связи получается значительной. избирательность действия защиты сохраняется за счет замыкания цепи на катушки выходных реле 11 и 12 через контакты реле 15 или 14 контроля напряжения на сборных шинах 1 или 2 к пусковым органам 8 при замкнутом контакте реле-.повторителя 13 отключенного положения шиносоединительного выключателя 6. Для контроля уровня напряжения на системах шин 1 и 2 соответствующие реле
15 и 14 питаются через свои трансформаторы 17 к 16 напряжения.
1320858
Составитель А. Бондаренко
Техред В.Кадар Корректор М.Пожо
Редактор Л.Повхан
Заказ 2664/54
Тираж 618 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
В случае одновременного к.э. на обоих системах шин и отсутствии перетока через шиносоединительный выключатель 6 от пусковых органов 8 происходит его отключение с последую- 5 щим каскадным отключением повредившихся систем шин от реле 14 и 15 контроля нарушения напряжения на сборных шинах. При наличии перетока через шиносоединительный выключатель lO
6 отключение системы шин 1 и 2, куда не орентировалось реле 9 направления мощности, также происходит каскадно от соответствующего реле 15 или 14 после отключения шиносоединительного выключателя 6.
В качестве. реле 9 направления мощности через шиносоединительный выключатель 6 используется реле с токовой поляризацией, а для реле 14 и 15 PO контроля нарушения напряжения на сборных шинах > ожет быть применена схема контроля междуфазного напряжения через контакты реле напряжения обратной
2а последовательности или другая схема контроля нарушения уровня напряжения, вызванного любым видом к.з. на соответствующей системе шин 1 или 2.
"\
Формула изобретения
Устройство для дифференциальной защиты двойной системы сборных шин, содержащее трансформаторь1 тока, установленные на всех присоединениях данных.шин и на шиносоединительном 35 выключателе, вторичные обмотки трансформаторов тока, установленных на присоединениях, собранные по дифференциальной схеме и подключенные к пусковому органу, связанному с первой и второй группами выходных реле, подключенных к цепям отключения вы- ключателей грисоединений через реле повторителя шинных разъединителей этих выключателей, и подключенному к цепи отключения шиносоединительного выключателя, о т л и ч а ю m e eс я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции путем отказа от переключений в токовых цепях, дополнительчо введены реле направления мощности, реле-повторитель отключенного положения шиносоединительногo выключателя и первый и второй органы контроля снжкения нап» ряжения соответственно на первой и второй системе шин, при этом первая обмотка реле мощности подключена к дифференциальной цепи вторичных обмоток трансформаторов тока присоединений, вторая обмотка — к вторичной обмотке трансформатора тока шиносоединительного вьгслючателя, контакты реле мощности включены между выходом пускового органа и двумя группами выходных p :е вь од пускового орга на через контакты реле повторителя отключенногс по".ожения шиносоединительного выключателя подключен к первой и второй группе выходных реле через первый и второй органы контроля снижения напряжения соответственно.


