Бесступенчатая передача
Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в автотракторной промышленности, позволяет повысить передаваемую мощность за счет уменьшения инерционных нагрузок и увеличения передаваемого круА 1 тящего момента. Механизм свободного хода передачи выполнен в виде червячных колес: основного, вьшолненного с самотормозящими зубьями, и управляющего, выполненного с зубьями из антифрикционного материала. Червяки 15 шарнирно соединены с шайбой 12 и взаимодействуют с червячнымя колесами. Вращение от ведущего вала 2 через шайбу 12 передается червякам 15, которые при рабочем ходе взаимодействуют с основным червячным колесом, а при обратном ходе - с управляющим червячным колесом. Управление управляющим червячным колесом осуществляется силовым цилиндром 20. 1 з.п. ф-лы, 8 ил. ff с S (Л ф1/г
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (5D 4 Р 16 Н 29/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3999673/25-28 (22) 02.01.86 (46) 15,06.87. Бюл. Р 22 (71) Брянский завод дорожных машин им.50-летия Великого Октября (72) А.А.Чеснов (53) 621.837.2(088.8) (56) Мальцев В.Ф. Механические импульсные передачи. М.: Машиностроение, 1978, с.62, рис.2.1. (54) БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в автотракторной промьпнленности, позволяет повысить передаваемую мощность за счет уменьшения инерционных нагрузок и увеличения передаваемого крутящего момента. Механизм свободного хода передачи выполнен в виде двух червячных колес: основного, выполненного с саматормазящими зубьями, и управляющего, выполненного с зубьями из антифрикционнаго материала.
Червяки 15 шарнирно соединены с шайбой 12 и взаимодействуют с червячными колесами. Вращение ат ведущего вала 2 через шайбу 12 передается червякам 15„ которые при рабочем ходе взаимодействуют с основным червячным колесом, а при обратном ходе — с управляющим червячным колесом. Управление управляющим червячным колесом осуществляется силовым цилиндрам 20.
1 з.п. ф-лы, 8 ил.
131? 21, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автотракторной прамышленнссти, Целт> изобретения -- повышение пе-редаваемой мощности эя. счет уменьшения инерционных нагру=-:ок и увеличения передаваемого крутящего момс.нта,.
На фиг.1 изображена бесс .упепчатая передача; на фиг,2 — ра.-:,рез А-Л на фиг,.1; на фиг,3 — сечение.: Б-Б на фиг.1; на фиг,4 — вариант вьнполнения червячного колеса с зубьями в виде цевок; на фиг,5 — вариант 13нполнения червячного колеса B виде тел качения., заключенных в сепараторы; н;:. фиг.6 сечение В-В на фиг.5;, на фи:".7 - вариант 1зынолнения червяччога колеса в виде тел качения, заключенных з кальце1зые канавки; на фиг.8 — сече-ние Г-. на фиг.7.
Бесступенчатая передача состоит из корпуса 1, ведущего вала 2 с зубчатым зенцом 3, механи:зма регулирования угла наклона шайбы, включяющзгз неуравновешенные грузы 4, зякрепле-I ные на барабане 5 с помощью асей 6, Барабан 5 установлен в корпусе 1 соосно ведущему валу 2 на подшипниках
7 и 8.
В эксцентричной растачк барабана
5 находится втулка 9, взаимодействующая с. зубчатым венцом 10 ведущего вала 2. Внутри втулки 9 рясголожена сферическая опора 11 шайбь1 12., Усчановка шайбы 1 в ксрпусе 1 о-. ущест- 15 вляется с помощью крестови IbJ 13. Ц..айба 12 через шарозые опоры 1- : взаимодействует с червяками 15, .каретки 36 которых установлены в корпусе " на шариковых опорах 17 и имеют во"-можность возвратно-поступательнога дьижения.
В корпусе 1 на г1адшипниковых аг орах расположены основные несущие червячные колеса 18, па асях которыми находятся управляющие червячные кс-. леса .9. Смещейие и фиксация управ-. ляющих червячных колес 19 атносителт— на червячного колеса 18 осуществляе ся специальным приспас.аблением 20,. например гидро- или пневмовилиндрам, 2
25 (фиг,5 и 6), замена эубьев червячного кале=а 19 телами 26 качения, заключенными в кольцевые канавки ,фи:,7 и P) . еcступен 1атая передача работает следующим об азам.
Пац действием крутящего момента
К с ведущий вал 2 через зубчатый венец 3 действует на "рузы 4 и поворачивает их на осях 6„ заставляя !IpHближаться к центру. Через зубчатый венец 10 ведущий вал 2 проворачивает втулку 9 и устанавливает ее в нулевое положение. Зксцентриситет равен нулю. и шайба 12 не имеет качательнога движения. При увеличении оборотов ведущего валя 2 грузы 4 под действием центробежных сил Рп стремятся отоити ат центра вращения и через
".óá÷àòûå венцы ": и 10 проворачивают втулку 9 и изменяют эксцентриситет расположения сферической о-1оры 11 м самым изменяя амплитуду качания
IiIí:-"I l3b. 1 2, а следовательно, и величину 1.озвратна-поступательного движания червяков ll5. Зтнм осуществляется сш пление и явтсмятлческое регулирование бесступе .чятой передачи.
: ябочая сзедя в .1и31индры 20 не подается, червячные колеса 19 находятся
13 П.ЗЯВЯЮЩЕМ 11аЛОжЕН rIH И С ЧЕРВЯКаМИ
1 пе -BB;Ièü;.î,ã,с,é-;ñòâólîò, червячное кол<-с7 18 не -имеет вазможности провер—
"y ться ни в -,B но -l из направлений, так
Kc r В ЗтаМ СПУ-1ЯЕ ПЕРЕДаЧЯ ВЫПОЛНЕНа
:,Ñ :1rÎòÎÐÌ<3ÇßÙÅé,, т. Е. МЕХаНИЗМ ВЫПаЛ5 ет роль ручь1ОГО Гормазя .
Рабочая среда подается в полости ,"например в противоположные от шток:B) цилиндров 20. Управляющие чер.=Яячные колеса 19 лраворачиваются B сдну сторону с аснсзными червячными колесами 18 и фиксируются B этом по:1ажении. Передача имеет возможность вращения в одну стсрану, тяк кяк BHT
КИ ЧЕрняКаВ 15 КаII!àÊòÈpóþò, С ОдНОй стороны, с зубьями червячного колеса
18 и передала» са "lîòîpìîçÿDIBÿ, а, с дру-.ой стораьь1,, — с зубьями червячного колеса,:9 и передача несамотормоДля осуществления вариа1-:тности выполнения упрявляющего червячного колеса предусмотрено следующее:. Уса ..r тановка цевок 21 в подшипникавьг опа— рах 22 и 23 {фиг,4), снабжение зубь-ев управляющего колеса 19 телами 24 качения удерживаемьп4и сепараторами
Заrr3ЯЯ
РабОЧая epå!Iа ПадаЕтСя В ПОЛОСТИ (а сторрны штoKQB) цилиндров 20.
Управляющие -.ервячные колеса 19 проварачиваются в còàðàíó„противоположную чер13ячным колесам 18, и фиксируются в этом положении. Передача
1ьмеет вазможность ращения в обрат1317215 ном направлении. Б результате ccy— ществляется реверсирование.
Благодаря наличию двух силовых контуров в бесступенчатой передаче одно из червячных колес 18 имеет воз- 5 можность обгонять другое, причем только в прямом направлении, т.е. механизм выполняет роль дифференциала транспортного средства, (работу механизма в этом случае можно прирав- 10 нять к дифференциалу с автоматической блокировкой).
Если рабочая среда подается в различные полости цилиндров 20, то си- 15 ловые контуры замь|каются в противоположные стороны и червячные колеса
18 имеют возможность вращения в противоположные стороны друг относительно друга, т.е. правое и левое колеса 20 транспортного средства могут вращаться в противоположных направлениях (воэможность разворота нг месте).
С целью увеличения КПД передачи предусмотрена вариантность выполнения управляющего червячного колеса 19
Формула изобретения
1. Бесступенчатая передача, со — З0 держащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, шайбу, установленную на ведомом валу с возможностью прецессионного движения, механизм регулирования наклона шайбы и связанные с ней механизмы свободного хода, размещенные на ведомом валу, отличающаяся тем, что, с целью повышения передаваемой мощности за счет уменьшения инерционных нагрузок и увеличения передаваемого крутящего момента, механизм свободного хода выполнен в виде двух соосных червячных колес, первое иэ которых имеет самотормозящие зубья, а второе выполнено иэ антифрикционного материала, и червяка, шарнирно соединенного с шайбой и взаимодействующего с червячными колесами, механизм регулирования выполнен в виде неуравновешенных грузов, соосного ведущему валу барабана, на котором шарнирно закреплены грузы, и втулки, установленной эксцентрично оси вращения барабана, шарнирно связанной с шайбой и кинематически связанной с инерционными грузами, а передача снабжена силовыми цилиндрами, связанными с вторым червячным колесом.
2. Передача по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена телами качения, в которых установлены зубья второго червячного колеса, которые выполнены в виде цевок.,Р, r
i (» g
1,", . .,г
" ".л,г Я
" Рм
/ ., )
35 (/г
1317211
Составитель Г.Савочкин
Техред Н.Глущенко Корректор М.Шароши
Редактор И.Рыбченко
Заказ 2406/33
Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4