Установка для сборки с предварительным натягом опоры с подшипниками качения
Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к установкам для сборки с предварителг ньгм натягрм опоры с подшипниками От нососа Iff (/; с со сл dt) о Риг.1
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (504 F 16 4 /00 G01 L 300
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Х *
l;„ ,/
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
9, с.43.
Юб
Фиг. (Y1 ) 3854698/25-27 (22) 14.02. 85 (46) 07.06.87. Бюл. У 21 (72) В. В, Кугель, С.А. Грибов, Е.И,Черняк и А.Л.Карлов (53) 658.515 (088. 8) (56) Машиностроение, 1977, В
ÄÄSUÄÄ 1315676 А1 (54) УСТАНОВКА ДЛЯ СБОРКИ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ НАТЯГОМ ОПОРЫ С ПОДШИПНИКАМИ
КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к установкам для сборки с предварительным натягОм опоры с подшипниками
1315676 качения, Целью изобретения является повышение качесэ ва сборки. Для этого установка снабжена узлом измерения момента трения подшипниках, который выполнен в виде приводного поворотного стола 2, закрепленной на ос«овании стойки 20, несущей динамометр
l9> и рычага 18, Собираемая опора устанавливается «а приводной стол, а на валу 10 устанавливается устройство для создания осевой нагрузки в виде силового цилиндра 5, на котором закреплен один конец рычага 18, взаимодействующего другимконцом с чувствительным элементом динамометра 19, При подаче давления в рабочую полость силового цилиндра происходит растяжение вала 10 опоры и создание пред1
Изобретение относится к устройствам для сборки и контроля параметров сборки, в частности к устройствам для сборки с предварительным натягом опор, преимущественно с коническими роликоподшипниками или радиально— упорными шарикоподшипниками качения, Цель изобретения - повышение качества сборки опор с подшипниками качения путем обеспечения возможно— сти определения фактической величинь1 предварительного натяга и приработки подшипников под осевой нагрузкой.
На фиг.l изображена установка для сборки с предварительным натягом опоры с подшипниками качения, продольный разрез; на фиг,2 — вид А на фиг,l; на фиг,3 — вид Б на фиг.l, Установка содержит основание 1, на котором установлен поворотный стол 2, имеющий привод его вращения в виде электродвигателя 3 и червячной передачи 4.
Установка оснащена устройством
25 для создания осевой нагрузки, выполненным в виде силового цилиндра 5, поршень 6 которого связан с опорным стаканом 7, Для определения величины осевой нагрузки предназначен мано- 3О метр 8, связанный с рабочей полостью силового цилиндра. вар«тельного натяга в паре подшипников. Затем производится измерение
MokIk HTB трения B подшипниках 11 H
12 опоры, для чего включается привод поворотного стола, Внутренние кольца подшип«иков и вал 10 опоры при этом заторможены рычагом 18, который взаимодействует с динамометром. Снимая показания последнего, определяют момент трения, а затем по известным зависимостям — фактическую величину предварительного натяга, При этом. обеспечивается возможность контролировать качество сборки по основому параметру и получать в собранной опоры предварительный натяг с более высокой степенью точности. 1 з,п.ф-лы, 3 ил, 2
Собираемая опора в общем случае состоит из корпуса 9, вала 10, подшипников 11 и 12, компенсационного кольца 13, гильзы 14 и гайки 15.
Корпус силового цилиндра установлен на гильзах вала 10 опоры, а поршень Ь через опорный стакан опирается на внутреннее кольцо подшипника
11, Фиксация корпуса силового цилиндра на валу 10 опоры осуществляется гайкой 16, Установка также содержит устройство для определения удлинения вала о опоры, выполненное в виде индикатора
I7 часового типа, корпус которого закреплен неподвижно относительно вала 10 опоры (в данном случае на корпусе силового цилиндра 5), а измерительный стержень индикатора опирается на корпус 9 опоры., Для измерения момента трения в подпипниках предусмотрен узел измерения, включающий кроме поворотного стола 1 рычаг 18, закрепленный на корпусе гидроцилиндра, т,е, неподвижно относительно вала 10 опоры, и опирающийся свободным концом на чувствительный элемент динамометра 19 сжатия, установленного на расстоянии
Ь от оси вращения поворотного стола
«а стойке 20, закрепленной на основании I.
1315676
Установка оснащена также устроиством 21 для эавинчивания резьбовых элементов, Установка работает следующим образом, 5
В рабочую полость силового цилиндра 5, образуемую корпусом и поршнем 6, подается от насоса рабочая среда (например, масло) до опреде ленной величины давления, соответ- !0 ствующей требуемой величине осевой
I нагрузки, Измерение нагрузки ведется по манометру 8 с использованием известной зависимости между осевой си-! с лой и давлением, Усилие от поршня 6 через опорный стакан 7 передается на внутреннее кольцо подшипника ) 1 опоры, при этом вал 10 опоры растягивается, а компенсационное кольцо
13, гильза 14, внутренние кольца подшипников 11 и 12, а также через тела качения наружные кольца подпгиггников и часть корпуса 9 опоры между наружными кольцами подшипников сжимаются, Таким образом создается предварительный натяг в паре подшипников, Удлинение вала 10 опоры измеряется по индикатору 17, Затеи в течение определенього времени производится при30 работка тел качения подшипников к дорожкам качения под осевой нагрузкой, для чего включаются элект родвигатель 3, который через муфту, червяк и червячное колесо приводит во вращение стол 2 с расположенным на нем корпусом 9 опоры и наружными кольцами подшипников. При этом внутренние кольца подшипнцков r. валом опоры заторможены рычагом 18, кото40 рый опирается на неподвижно закрепленныйй динамометр 19. После окончания приработки электродвигатель 3 выключается, Производится заворачивание гайки 15 устройством 21 для эавинчивания (в данном случае торцо45 вым ключом), вороток которого вставляется через прорезь в опорном стакане 7, При этом происходит дополнительное удлинение вала 10, Затяжка гайки 15 ключом производится до тре50 буемой величины перераспределения осевой силы между. силовым цилиндРом и гайкой 15 опоры, для чего измеренное по индикатору 17 дополнительное удлинение вала опоры должно быть рав55 но ранее определенному опытным путем удлинению, гарантирующему сохранение требуемого предварительного натяга ггосле сброса;..явления в силовом цили«дре, Давлс «ие масла, идущее в полос гь силового цилиндра от насоса, сбрасывается до атмосферного, Затем производится измерение момента трения в па ре подшипников 1 1 и 1 2 с. целью определения фактической величины предварительного натяга по известной между ними зависимости. Для этого включается электродвигатель 3 ! который через муфту, черняк и червячное кочесо приводит во вращение поворотный стол 2 с установленным на нем корпусом опоры и наружными кольцами подшипников, При этом внутренние кольца подшипников, напрессованные на вал 10, заторможены вместе с валом рычагом 12, который опирается на известном расстоянии от вала на чувст" витальный элемент динамометра 19 (фиг,2), Величина момента трения подшшгг1«ков 11 и 12 определяется иэ уравнения
Мтр = P L, где У1,, — момент трения подшипников, Н м;
P — показания динамометра, Н;
1 — расстояние от оси вала IO опоры до оси чувствительного элемента динамометра
l9, М.
Затем по известной зависимости оцреггеляг-тся величина фактического предварительного натяга в паре подшипников 11 и 12, Гс IH фактическая величина предварительного натяга выходит за установленные границы, производится коррекция эа счет величины а Г, т,е, путем подбора толщины компенсационного кольца 13, что и обеспечивает возможность получения предгарительного натяга высокой степенью точности, Наличие узла измерения момента трения в подшипниках обеспечивает возможность определения фактической величины предварительного натяга, что позволяет контролировать качество сборки по основному параметру и получать в собранной опоре предварительный натяг с более высокой степенью точности, Кроме того, данная конструкция установки обеспечивает воэможность равномерного сжатия тел качения подшипников и их приработки к беговым дорожкам под осевой нагрузкой в процессе сборки путем обеспечения воэможности вращения корпуса
15676
5 в подшипниках, 1б иг. 2 опоры на столе установки при заторможенном вале, Указанная приработка подшипников повьтает стабильность предварительного натяга в процессе эксплуатации опоры в составе иэделия, Формула изобретения
1, Установка для сборки с предварительным натягом опоры с подшипниками качения, содержащая устройство для создания осевой нагрузки со средс твом определения ее величины, устройство для определения удлинения вала опоры и устройство для завинчивания реэьбовых элементов, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения качества сборки путем обеспечения возможности опреде6 ления фактической величины предварйтельного натяга и приработьн;" дшипников под осевой нагрузкой, оны снабжена узлом измерения момента трения
2, Установка по п,1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что узел измерения момента трения в подшипниках
10 выполнен в виде поворотного стола для размещения собираемой опоры с приг водом его вращения, сгойки с установленным на ней со смещением относительно оси вращения стола динамометра и
15 рычага, смонтированного одним концом на устройстве для создания осевой нагрузки с возможностью взаимодействия другим концом с чувствительным элементом динамометра, I3I547
Фиг. 5
Составитель Н,Пожидаева
Редактор С,Пекарь Техред Л.Олийнык Корректор С- PHH
Заказ 2334/36 Тираж 759 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
II3035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул, Проек1ная, 4




