Управляемый мост транспортного средства
Изобретение относится к устройствам для принудительного возвращения управляемых колес в нейтральное положение. Цель изобретения - уменьшение габаритных размеров, повышение долговечности. Стабилизатор, устанавливаемый соосно со шкворнем управляемого колеса, содержит упорную шайбу 10, подвижное кольцо 1, нажимной диск 4, тела качения 8 и пружины 9. Упорная шайба 10 опирается подпятником 11 на цапфу 2 управляемого моста. Подвижное кольцо 1 жестко связано с поворотной цапфой 2 и врашается вместе с ней. Нажимной диск 4 закреплен на шкворне 5 с возможностью осевых перемещений. На поверхностях подвижного кольца 1 и нажимного диска 4, обращенных друг к другу, выполнены окружные канавки переменной глубины . В середине канавок глубина наибольшая , к краям она уменьшается. Пружины 9 расположены между упорной шайбой 10 и нажимным диском 4. При повороте колеса тела качен.чя 8 выкатываются к краям канавок. Осевые смещения нажимного диска 4 вызывают деформацию пружин 9 и возникновение стабилизирующего момента, возвращающего колеса в нейтральное положение. 3 ил. Ф сл со со ел СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 62 D 15 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4024480/31-11 (22) 14.02.86 (46) 30.05.87. Бюл. № 20 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) П. А. Саломатин (53) 629.1! 3.014.5 (088.8) (56) Патент США № 4353568, кл. 280/94, 1980. (54) УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам для принудительного возвращения управляемых колес в нейтральное положение.
Цель изобретения — уменьшение габаритных размеров, повышение долговечности.
Стабилизатор, устанавливаемый соосно со шкворнем управляемого колеса, содержит упорную шайбу 10, подвижное кольцо 1, наи
ÄÄSUÄÄ 1313759 д1 жимной диск 4, тела качения 8 и пружины 9.
Упорная шайба 10 опирается подпятником
11 на цапфу 2 управляемого моста. Подвижное кольцо 1 жестко связано с поворотной цапфой 2 и вращается вместе с ней.
Нажимной диск 4 закреплен на шкворне 5 с возможностью осевых перемещений. На поверхностях подвижного кольца 1 и нажимного диска 4, обращенных друг к другу, выполнены окружные канавки переменной глубины. В середине канавок глубина наибольшая, к краям она уменьшается. Пружины 9 расположены между упорной шайбой 10 и нажимным диском 4. При повороте колеса тела качения 8 выкатываются к краям канавок. Осевые смещения на.кимного диска 4 вызывают деформацию пружин 9 и возникновение стабилизирующего момента, возвращающего колеса в нейтральное положение. 3 ил.
1313759
1
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности касается стабилизирующих устройств управляемых колес автомобилей, предназначенных для принудительного возвращения управляемых колес в нейтральное, т.е. отвечающее прямолинейному движению автомобиля, положение при недостаточном стабилизируюгцем моменте или его отсутствии.
Цель изобретения — повышение долговечности и уменьшение габаритных размеров.
На фиг. 1 показан управляемый мост со стабилизатором; на фиг. 2 — разрез
А — А на фиг. 1 (нейтральное положение управляемого колеса; фиг. 3 — то же, колесо повернутое на максимальный угол.
Управляемый мост со стабилизатором управляемых колес, например переднего ведущего моста, состоит из подвижного кольца 1 (фиг. 1), закрепленного на поворотной цапфе 2 управляемого моста болтами 3, нажимного диска 4, соединенного со шкворнем 5 поворотного кулака 6 шлицевым соединением 7 с бочкообразным зубом, трех тел качения 8, размещенных в канавках
9 и 10 кольца 1 и диска 4, тарельчатых пружин 11, упорной шайбы 12 и подпятника 13, передающего нагрузку от пружин на крышку поворотного рычага 14.
B кольце 1 и диске 4 выполнены по три канавки 9 и 10 переменной глубины, развертка которых показана на фиг. 2 и 3.
В кольцо 1 упирается наружное кольцо конического роликового подшипника 15 поворотной цапфы 2. Прокладки 16 и 17 служат для регулировки подшипников цапфы.
Шлицевое соединение 7 с бочкообразным зубом обеспечивает самоустанавливаемость диска 4 на телах качения 8. Шлицевое соединение 7 выполняет роль шарнира с возможностью для диска 4 перемещаться по оси шкворня и поворачиваться относительно осей, перпендикулярных оси шкворня.
Пружины 11 предварительно деформированы упорной шайбой 12, опирающейся через подпятник 13, выполненный в виде шара, на крышку поворотного рычага 14. Для уменьшения трения между шайбой 12 и крышкой рычага 14, поворачивающейся вместе с колесом, служит шаровой подпятник 13.
Для улучшения технологичности изготовления подвижного кольца 1 и сборки стабилизатора отверстия 18 в кольце 1 выполнены большего диаметра, чем крепежные болты 3. Это позволяет при сборке точно установить кольцо 1 в такое положение, при котором нейтральному положению колеса соответствует совпадение наибольших глубин канавок в кольце 1 и диске 4, что обеспечивает устойчивое положение колеса в нейтральном положении и симметричность действия стабилизатора при поворотах колес в обе стороны. Стабилизатор может быть размещен симметрично снизу, на поворотном кулаке 19.
2
Стабилизатор работает следующим образом.
В нейтральном положении колеса тела качения 8 находятся в середине канавок кольца 1 и диска 4, где глубина наибольшая. При этом зазор Di (фиг. 2) между кольцом и диском наименьший. Сжатие тел качения 8 предварительно деформированной пружиной 11 вызывает реакции на наклонных поверхностях канавок Рь F, направленные по оси шкворня. Поэтому в нейтральном положении колеса стабилизирующий момент отсутствует.
При повороте колеса в ту или иную сторону кольцо 1, связанное с цапфой 2, также поворачивается.
При этом, так как диск 4 удерживается от вращения шлицевым соединением 7, тела качения 8 sbIKBTbIBBK)TcH к краям канавок с меньшей глубиной и смещают диск 4 в осевом направлении, вызывая дополнительную деформацию пружин 11. B крайнем положении колеса (фиг. 3) зазор Ьг между кольцом 1 и диском 4 наибольший. Дополнительная деформация равна Л вЂ” Аь
Так как тела 8 контактируют с наклонным дном канавок 9 и 10, полные реакции от сжатия тел 8 пружиной отклоняются от вертикали и дают составляющие силы Р, Р, направленные перпендикулярно оси шкворня (фиг. 3). Силы Рь Р4 образуют на плече R (фиг. 1) моменты, действующие соответственно на кольцо 1 и диск 4.
Момент на диске 4 воспринимается шлицевым соединением 7. Момент на кольцо 1, направленный к нейтральному положению колеса, является стабилизирующим моментом стабилизатора.
При освобождении рулевого колеса стабилизирующий момент вызывает возвращение колеса в нейтральное положение.
Формула изобретения
Управляемый мост транспортного средства, содержащий поворотные цапфы, шарнирно связанные с рулевой трапецией и посредством шкворней с балкой моста, и стабилизатор управляемых колес с пружинами, установленными между поворотной и неповоротной деталями управляемого моста, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритных размеров и повышения долговечности работы, стабилизатор управляемых колес включает в себя подвижное кольцо, смонтированное на поворотной цапфе, нажимной диск, шарнирно связанный со шкворнем и установленный с возможностью ограниченного осевого перемещения, упорную шайбу, опертую подпятником на поворотную цапфу, и тела качения, размещенные в канавках с переменной по длине глубиной, выполненных по окружности на обращенных друг к другу поверхностях подвижного кольца и нажимного диска, а пружины расположены между упорной шайбой и нажимным диском.
1313759
F1
Дуг. 2
Составитель В. Ионова
Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор М. Пожо
Заказ 2172/20 Тираж 567 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


