Устройство для контроля силового режима металлоконструкций горно-транспортных машин
Изобретение относится к предохранительным устройствам и узлам управления горно-транспортных машин. Цель изобретения - повышение точности контроля силового режима металлоконструкций . При работе машины производится измерение текущих значений рабочих нагрузок, уровня т-ры воздуха и скорости ветра соответственно ш& блоком 1 и измерителяш-1 2 и 4. Выходы блока 1 непосредственно, а выходы измерит.елей 2 и 4 соответственно через блок 3 измерения скорости изменения т-ры воздуха и блок 5 определения ветрового напора подключены к входам сумматора 6. На его выходе формируется сигнал о текущем значеьии обобщенной суммарной нагрузки (СН) на металлоконструкции под действием всех нагрузочных факторов. Скорость изменения СН определяется в блоке 7 дифференцирования , сигнал с которого поступает на вход умножителя 8, где перемножается с сигналом текущего значения СН, поступающего с блока 6. Выходной сигнал умножителя характеризует текущее значение параметра сопротивляемости металлоконструкции (нем) хрупкому разрушению. Одновременно в функциональном преобразователе 10 в зависимости от поступающего на его вход сигнала о текуд|;е м значении отрицательной т-ры с блока 2 определяется .допустимое для данной S (Л CZ со о СП ю 4;
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„05274 (so 4 E 02 Г 9/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3924862/29-03 (22) 09.07.85 (46) 23.04.87, Вюл. ¹ 15 (71) Киевский институт автоматики им.ХХЧ съезда КПСС (72) Л.А.Верещагин и Н.В.Тихонрук (53) 621.879(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 383794, кл. Е 02 F 3/26, 1971.
Авторское свидетельство СССР № 1159991, кл. Г 02 F 9/24, 1984. .(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИЛО—
ВОГО РЕЖИМА ИЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН (») Изобретение относится к предохранительным устройствам и узлам управления горно-транспортных машин.
Цель изобретения — повышение точности контроля силового режима металлоконструкций, При работе машины производится измерение текущих значений рабочих нагрузок, уровня т-ры воздуха и скорости ветра соответственно блоком 1 и измерителями 2 H 4. Выходы блока 1 непосредственно, а выходы измерителей 2 и 4 соответственно через блок 3 измерения скорости изменения т-ры воздуха и блок 5 определения ветрового напора подключены к входам сумматора 6. На его выходе формируется сигнал о текущем значении обобщенной суммарной нагрузки (СН) на металлоконструкции под действием всех нагрузочных факторов. Скорость изменения СН определяется в блоке 7 дифференцирования, сигнал с которого поступает на вход умножителя 8, где перемножается с сигналом текущего значения СН, поступающего с блока 6. Выходной сигнал умножителя характеризует текущее значение параметра сопротивляемости металлоконструкции (ПСМ) хрупкому разрушению. Одновременно в функциональном преобразователе 10 в зависимости от поступающего на его вход сигнала о текущем значении отрицательной т-ры с блока 2 определяется допустимое для данной
1305274 т-ры значение ПСМ. Сигналы текущего налом задатчика 12 порога. При приблии допустимого значений ПСМ поступают женин текущего значения IICM к его на блок 9 вычитания, где формируется предельному значению при данной т-ре сигнал о текущем запасе IICM, который компаратор 1 l включает аварийный сигсравнивается в компараторе 11 с сиг- нализатор 13. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение, относится к предохранительным устройствам и узлам управ— ления горно-транспортных машин, например, одноковшовых экскаваторов, машин роторных комплексов, бульдозе- 5 ров и других землеройных машин.
Цель изобретения — повышение точности контроля силового режима металлоконструкций горно-транспортных машин.
На чертеже изображена структурная схема устройства, Устройство содержит блок 1 определения рабочих нагрузок измери15 тель 2 температуры воздуха, соединенный с входом блока 3 измерения скорос. ти изменения температуры воздуха, и измеритель 4 скорости ветра, соединенный с входом блока 5 определения ветрового напора. Выходы блока 1 определения рабочих нагрузок, блока 3 измерения скорости изменения температуры воздуха и блока 5 определения ветрового напора соединены соответственно с входами сумматора б, выход которого соединен с входом блока 7 дифференцирования и с первым входом умножителя 8, второй вход которого соединен с выходом блока 7 дифференцирования.
Выход умножителя 8 соединен с первым входом блока 9 вычитания. Выход измерителя 2 температуры через функциональный преобразователь 10 соединен с вторым входом блока 9 вычитания. Выход блока 9 вычитания соединен с вторым входом компаратора 11, пер вый вход которого -соединен с задатчиком 12 порога. Выход компаратора 11 соединен с входом аварийного
40 сигнализатора 13.
Блок 1 определения рабочих нагрузок в случае контроля металлоконст. рукций машин роторного комплекса мо2 жет быть выполнен в виде блока упрежденного вычисления обобщенного параметра рабочих нагрузок (например, за груженности отвальной консоли отвалообразователя), к первым и вторым входам которого подключены соответственно измеритель интенсивности потока и блок контроля скорости движения лент конвейеров.
Аналогично в качестве обобщенной нагрузки (и ее датчика) для одноковшовых карьерных экскаваторов следует принять определяемый штатным амперметром ток двигателя (или измеритель крутящего момента на валу), который пропорционален сопротивлению копания и связанным с ним нагрузкам в металлоконструкциях экскаваторов, либо определяемый штатным счетчиком электроэнергии в фидере экскаватора или специальным счетчиком активной мощности, либо ваттметром удельный расход электроэнергии (мощность), который также характеризует сопротивление копанию.
Функциональный преобразователь 10 выполнен в виде аппроксиматора линейно.убывающей функции, а блок определения ветрового напора 5 выполнен s виде квадратора, выходной сигнал ко" торого пропорционален квадрату ско" рости ветра и характеризует второй напор (давление ветра) на металлоконструкции.
Простое сложение модулей всех нагрузок (или напряжений) соответствует худшему случаю любого векторного сложения (т.е. самому опасному для возникновения хрупкого разрушения), ° поэтому сумматор 6 предназначен для простого суммирования модулей на пряжений от всех контролируемых нагрузочных факторов (с масштабными коэффициентами) и формирует выходной
3 13052 сигнал о текущем значении суммарного напряжения ((кг/мм ) как наиболее опасного из возможных сочетаний напряжений от всех нагрузочных факторов. 5
Масштабные коэффициенты, устанавливаемые в сумматоре 6, безразмерны и учитывают различные воздействия нагрузочных факторов на разные типы и даже марки различных горных машин, 10 а для конкретной горной машины постоянны, Устройство работает следующим образом.
При работе горно-транспортной машины из блока i определения рабочих нагрузок на первый вход сумматора 6 поступает сигнал о текущем значении рабочей нагрузки в контролируемых предлагаемым устройством металлокон- 20 струкциях.
Одновременно с измерением в блоке I текущего значения рабочих нагрузок в устройстве производится измерение текущего значения уровня температуры воздуха и скорости ветра соответственно измерителями 2 и 4 тем-! пературы воздуха и скорости ветра.
Сигнал об уровне температуры воздуха поступает на вход блока 3 измерения скорости изменения температуры воздуха, выходной сигнал которого (пропорциональный возникающим в металло—, конструкциях дополнительным терми— ческим нагрузкам) поступает на второй вход сумматора 6. Сигнал о скорости ветра поступает на вход блока 5 определения ветрового напора, выходной сигнал которого (пропорциональный квадрату скорости ветра, т.е.
40 ветровому напору на защищаемые металлоконструкции) поступает на третий вход сумматора 6. Таким образом, на выходе сумматора 6 формируется сигнал о текущем значении обобщенной
45 суммарной нагрузки на металлоконструкции под действием всех нагрузочных факторов.
Блок 7 дифференцирования определяет скорость изменения обобщенной суммарной нагрузки на металлоконструкции, т,е. динамичность их нагружения, сигнал о которой поступает на второй вход умножителя 8, где перемножается с сигналом о текущем значении суммарной нагрузки, поступающим с сумматора 6 на первый вход умножителя 8, В результате выходной
74 сигнал умножителя. 8 характеризует произведение нагрузки на скорость ее изменения, т.е. текущее значение параметра сопротивляемости металла хрупкому разрушению. Одновременно в функциональном преобразователе 10 в зависимости от сигнала о текущем значении уровня отрицательной температуры, поступающего с измерителя 2 температуры воздуха, определяется допустимое для данной температуры значение параметра сопротивляемости металлоконструкций хрупкому разрушению.
Передаточная функция функционального преобразователя 17 соответствует известной зависимости, основанной на результатах обширных экспериментальных исследований хрупких разрушений металла, и для конструктивных сталей в диапазоне возможных зимних температур воздуха представляет собой функцию допустимой сопротивляемости хрупкому разрушению, линейно убывающую с ростом уровня отрицательной температуры воздуха.
Сигнал о допустимом значении параметра сопротивляемости металла хрупкому разрушению при данной температуре воздуха поступает с выхода функционального преобразователя 10 на второй вход блока 9 вычитания, на первый вход которого одновременно
I поступает сигнал о текущем значении параметра сопротивляемости хрупкому разрушению. При этом блок 9 вычитания формирует на выходе сигнал о текущем запасе сопротивляемости металлоконструкций хрупкому разрушению, т.е. сигнал о степени приближения текущего значения параметра сопротивляемости хрупкому разрушению к его допустимому (предельному) значению при данной температуре. Выходной сигнал с блока 9 вычитания поступает на второй вход компаратора 11, на первый вход которого поступает сигнал с задатчика 12 порога о безопасном для металлоконструкций запасе сопротивляемости хрупкому разрушению.
Если в процессе эксплуатации карь" ерной машины текущее значение параметра сопротивляемости ее металлоконструкций хрупкому разрушению опасно приближается к его предельному значению при данной температуре, то компаратор 11 включает аварийный сигнализатор 13. По сигналу последнего опеФормула изобретения
Корректор С.Шекмар
Заказ 139 1/26 Тираж 607 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
:113035, Москва; Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 13О5 ратором, обслуживающим персоналом или автоматически (в зависимости от типа карьерной машины), производится соответствующее ограничение уровня и динамичности приложения рабочих нагрузок (вплоть до полной остановки работы), которое необходимо для предотвращения аварийных отказов металлоконструкций вследствие их хрупкого разрушения. t0
1. Устройство для контроля силово— го режима металлоконструкций горно- 15 транспортных машин, содержащее блок определения рабочих нагрузок, изме— ритель температуры воздуха, соединенный с входом блока измерения скорости изменения температуры воздуха и 20 задатчик порога, соединенный с первым входом компаратора, выход кото-рого соединен с входом аварийного сигнализатора, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения точ- 25 ности контроля, оно снабжено измерителем скорости ветра, блоком определения ветрового напора, сумматором, блцком дифференцирования, умСоставитель В.Шилов
Редактор О.Головач Техред Л.Олейник
274 6 ножителем, блоком. вычитания и функциональным преобразователем, причем выход блока определения рабочих нагрузок соединен с первым входом сумматора, выход блока измерения скорости изменения температуры воздуха соединен с вторым входом сумматора, а выход измерителя скорости ветра через блок определения ветрового напора подключен к третьему входу сумматора, выход которого соединен с первым входом умножителя и через блок дифференцирования — с вторым входом умножителя, при этом выход умножителя подключен к первому входу блока вычитания, а выход измерителя температуры воздуха через функциональный преобразователь соединен с вторым входом блока вычитания, выход которого подключен к второму входу компаратора.
2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что функциональный преобразователь выполнен в виде аппроксиматора линейной функции.
3. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок определения ветрового напора выполнен в i виде квадратора.



