Воздушно-гидравлический колпак
Изобретение О1носится к области гидромашиностроения и может быть использовано для защиты напорных трубопроводов от гидравлического удара. Цель изобретения - повьшение надежности в :работе устройства. Труба 5 установлена одним из своих концов коаксиально входному патрубку 3 с зазором 6 относительно днища колпака, что предотвращает унос масла из колпака в трубопровод. Другим концом труба 5 сообщена с воздушной полостью 7. Емкость 10 контура 2 подкачки воздуха установлена на трубе Вентури (ТВ) 8 и сообщена через нее с напорс (g (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (50 4 F 16 L 54/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3934480/25-06 (22) 26.07.85 (46) 07.04.87. Бюл. ¹ 13 (7 1) Всесоюзный государственный головной проектно-изыскательский и научноисследовательский институт по переброске и распределению вод северных и сибирских рек им. Е.Е. Алексеевского "Союзгипроводхоз" (72) А.Ф. Савостьянов и В.M. Алышев (53) 621.646(088.8) (56) Патент Великобритании № 1042770, кл. F 16 L 55/04, опублик. 1966.
Дикаревский В.С. и др. Противогидроударная защита закрытых оросительных систем. — M. Колос, 1984, рис.5.
Р 10
„„SU„„1302080 A i (54) ВОЗДУШНО-ГИДРАВЛИЧЕСЫ1Й КОЛПАК (57) Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано для защиты напорных трубопроводов от гидравлического удара.
Цель изобретения — повышение надежности в работе устройства. Труба 5 установлена одним из своих концов коаксиально входному патрубку 3 с зазором 6 относительно днища колпака, что предотвращает унос масла из колпака в трубопровод. Другим концом труба 5 сообщена с воздушной полостью
7. Емкость 10 контура 2 подкачки воздуха установлена на трубе Вентури (ТВ) 8 и сообщена через нее с напор1302080 ным участком трубопровода 1 до ТВ 4 трубкой 11. Центробежная форсунка 9 установлена внутри емкости 10 в верхней ее части и гидравлически сообщена с трубкой 11. ТВ 8 обеспечивает оазрежение в емкости 10, необходимое
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты напорных трубопроводов от гидравлического удара.
Цель изобретения — повышение надеж- 5 ности рабочего устройства.
На чертеже представлено предлагаемое устройство.
Воздушно-гидравлический колпак содержит участок напорного трубопрово- 11 да 1, контур 2 подкачки воздухом, входной патрубок 3, трубу 4 Вентури, трубу 5, зазор 6, воздушную полость
7, дополнительную трубу 8 Вентури, центробежную форсунку 9, емкость 10, трубы 11 и 12, средство 13 для впрыскивания масла в колпак, вентили 14 и 15, мерную трубку 16, фильтр 17, сливной кран 18, отверстия 19.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом эксплуатации на поверхность жидкости, находящейся внутри воздушно-гидравлического колпака, наносят при помощи средства 13 небольшое количество минерального масла, а затем открывают вентили 14 и
15, сообщающие его с участком напорного трубопровода 1. Жидкость заполняет колпак до рабочего уровня, контролируемого мерной трубкой 16.
За счет наличия на поверхности жидкости масляной пленки существенно сни. жается ее взаимодействие с воздухом, что приводит к увеличению срока ра- 35 боты устройства до дозаполнения воздушной полости 7.
В процессе эксплуатации в трубопроводе возможно возникновение пульсаций жидкости. Этот процесс приводит к колебанию уровня жидкости в колпаке.
Для исключения уноса масла из . колпака в трубопровод входной патрубок 3 и труба 5, коаксиальная ему, для кавитации жидкости на форсунке
9. Последняя обеспечивает более быстрое отделение жидкости от газа.В резуль— тате надежность устройства повышает— ся путем автоматического пополнения воздушной полости7. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. образует "гидравлический замок" обеспечивающий достижение указанной цели.
В процессе эксплуатации количество воздуха в колпаке поддерживается автоматически за счет того, что в контуре 2 подкачки воздухом из рабочей жидкости с помощью разрежения в емкости 10 выделяется часть газа, которая используется для заполнения
1 воздушной полости 7. Пополнение колпака газом осуществляется с помощью дополнительной трубы Вентури 8, связанной с напорным трубопроводом 1 трубкой 11, причем последняя сообщена с емкостью 10 через форсунку 9 трубкой 12. Дополнительная труба
Вентури 8 обеспечивает необходимое для кавитации жидкости на форсунке 9 разрежение в емкости 10.
Центральная форсунка 9 обеспечивает более быстрое отделение жидкости от газа. Соотношение диаметров трубы
Вентури 4 и напорного трубопровода 1
2 равно (d,/D„)=0,15-0,25, а диаметров дополнительной трубы Вентури и трубки 11 — (d /d)) = 0,1-0,15, что обеспечивает фуйкционирование .устройства на рабочем режиме..Фильтр
17 предназначен для исключения попадания примесей в форсунку 9, а сливной кран 18 для слива жидкости из колпака при регламентных работах.
Отверстия 19 служат для уравнивания давления в воздушной полости 7 колпака. Таким образом, повышение надежности устройства обеспечивается автоматическим попопнением воздушной полости 7.
Формула изобретения
1. Воздушно-гидравлический колпак, установленный на участке напорного
1302080
Составитель С. Кудинов
Техред В.Кадар
Редактор О. Бугир
Корректор С. Черни
Заказ 1203/38
Тираж 812
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 трубопровода, содержащий контур подкачки воздухом и входной патрубок, расположенный снаружи и внутри имеющего жидкостную и воздушную полости колпака и сообщенный с трубопроводом 5 через трубу Вентури, о т л и ч а ющ и и с. я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, колпак дополнительно снабжен трубой, установленной коаксиально входному патрубку с зазором относительно днища одним из своих концов и сообщенной другим с воздушной полостью, контур . подкачки воздуха последней снабжен дополнительной трубой Вентури, центро бежной форсункой и емкостью, причем емкость установлена на дополнитель-. ной трубе Вентури и сообщена через нее с напорным участком трубопровода .до основной трубы Вентури трубкой, а центробежная форсунка установлена внутри емкости, в верхней ее части,и гидравлически сообщена с-трубкой, соединяющей дополнительную трубу Вентури с напорным трубопроводом.
2. Колпак по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что диаметры трубы Вентури и напорного трубопровода, выбраны исходя из соотношения (d,/П ) = 2
= 0,15-0,25, а диаметры. дополнительной трубы Вентури и трубки, соединяющей ее с напорным трубопроводом, из соотношения (dz/d )=0,1-0,15.


