Трансмиссия транспортного средства
Изобретение относится к траненортным средствам. Цель изобретения - упрощение конструкции. Трансмиссия включает вторичный вал 1 коробки передач 2, шестернн 3 и 4, гидронасос 6 с валом 5, нередний мост 7, задний мост 8, карданный вал 9, шестерни 10 и 11 с зубчатой муфтой 12, вращаюн ееся двухлинейное соединение 13, трубопроводы 14 и 15 н устройство управления 16, вынолненное в внде обратного клапана. При пробуксовке Ko.iec заднего моста 8, которая превышает допустимый размер, скорость врашения вала 5 превысит скорость вращения насоса 6, клапан 16 закроется, вследствие чего вал 5 застопорится относительно насоса 6, обеспечив автоматическое включение переднего моста 7. 3 ил. «5 Ю СО 00 О5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК 511 4 В 60 К 17/356
Р Р5 rÖÑÖ р- р ц !
) (1 !
1 ч ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3978492/27-11 (22) 15.! 1.85 (46) 23.03.87. Вюл. № ) I (75) С. П. Пожидаев (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 448973, кл. В 60 К 17/356, 1971. (54) ТРАг!СМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — упрощение конструкции. Трансмиссия включает вторичный вал коробки передач 2, шестер„„SU„, 1298103 А1 ни 3 и 4, гидронасос 6 с валом 5, передний мост 7, задний мост 8, ка );Lanный вал 9, шестерни 10 и 11 с зубчатой муфтой !2, вращающееся двухлинейное соединение 13, трубопроводы )4 и !5 н устройство управления 16, выполненное в виде обратного клапана. При пробуксовке колес заднего моста 8, которая превышает допустимый размер, скорость вращения вала 5 превысит скорость вращения насоса 6, клапан 16 закроется, вследствие чего вал 5 застопорится относительно насоса 6, обеспечив anтоматическое включение переднего моста 7.
3 ил.
1298103
Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для улучшения тяговых свойств любых колесных машин высокой проходимости.
Цель изобретения — упрощение.
На фиг.1 представлена кинематическая схема трансмиссии транспортного средства; на фиг.2 — первый вариант исполнения гидравлической схемы соединения обратного клапана с гидронасосом; на фиг.3 — то же, второй вариант.
Трансмиссия состоит из вторичного вала
1, коробки 2 передач, шестерен 3 и 4, связанных соответственно со вторичным валом 1 и валом 5 гидронасоса 6, который соединен с межколесным дифференциалом переднего. моста 7. Задний ведущий мост 8 связан с валом 1 посредством карданного вала 9.
Имеются шестерни 10 и 11, закрепленные соответственно на насосе 6 и валу 5, и зубчатая муфта 12, установленная по крайней мере на одной из названных шестерен с возможностью осевого перемещения.
Гидронасос 6 посредством вращающегося двухлинейного соединения 13 и трубопроводов 14 и 15 гидравлически связан с обратным клапаном 16 (фиг.1 и 2). Имеется так же система подпитки, включающая резервуар 17, насос подпитки 18, фильтр 19 и клапан 20. Возможен и иной вариант (фиг.3).
В этом случае гидронасос 6 соединен с обратным клапаном 16 посредством трубопроводов 14 и 15 и резервуара 17.
Работает трансмиссия следующим образом.
Рабочая жидкость, находящаяся в трубопроводах 14 и 15, может перемещаться через обратный клапан 16 только в одном направлении: от трубопровода 15 в трубопровод 14. Следовательно, рабочая жидкость может перемещаться по контуру трубопроводов (фиг.2) лишь против часовой стрелки. Соответственно, вращение вала гидронасоса 6 относительно его корпуса возможно лишь в одну сторону, при которой гидронасос 6 перекачивает рабочую жидкость по контуру трубопроводов. В противоположную сторону вращение вала гидронасоса 6 невозможно, так как рабочая жидкость окажется запертой в трубопроводе 14 и застопорит вал гидронасоса относительно корпуса.
При движении машины вал (фиг.l) передает вращение через карданный вал 9 на задний ведущий мост 8, а через шестерни 3 и 4, вал 5 и гидронасос 6 — на межколесный дифференциал переднего ведущего моста 7.
Коэффициент кинематического несоответствия окружных скоростей колес ведущих мостов в трансмиссии не равен единице. Он выбран таким, чтобы при движении транспортного средства безбуксования ведущий элемент (вал 5) гидронасоса 6 вращался медленнее, чем сам гидронасос 6. Это обус45
Трансмиссия транспортного средства, содержащая два ведущих моста. один из которых кинематически связан с двигателем, гидронасос, один элемент которого кинематически связан с приводом одного ведущего
50 моста, а другой — - другого ведущего моста, а полости всасывания и нагнетания гидронасоса сообщены между собой через устройство управления, отличаюи(аяся тем, что, с целью упрощения, устройство управления пред55 ставляет собой клапан прямого хода, а ведущие мосты выполнены с отличным от единицы коэффициентом кинематического несоответствия окружных скоростей колес.
40 лавливает проворачивание вала относительно гидронасоса и, как следствие перекачивание рабочей жидкости по контуру трубопроводов против часовой стрелки. Жидкость по трубопроводам в этом случае перекачивается свободно, тормозной момент, создаваемый гидронасосом 6 очень мал. Вал
5 гидронасоса проворачивается свободно, не передавая крутящий момент на передний мост транспортного средства. Этот мост работает в качестве ведомого.
Если же пробуксовывание колес заднего моста превысит разность теоретических окружных скоростей колес заднего и переднего мостов, то фактически скорость транспортного средства станет меньше, чем теоретическая окружная скорость передних колес.
В результате гидронасос 6 под действием связанных с ним колес переднего моста стремится вращаться несколько медленнее, чем вал 5. В этом случае насос должен перекачивать жидкость по трубопроводам в направлении часовой стрелки, а это невозможно, так как клапан 16 перекроет проход из трубопровода !4 в трубопровод 15., и насос оказывается застопоренным. С этого момента вал 5 и гидронасос 6 вращаются как одно целое. В результате передний мост жестко подключается к заднему мосту. Передний мост переходит и режим работы ведущего моста.
Работа трансмиссии одинакова как во время движения транспортного средства по прямой, так и во время прохождения поворота.
При движении машины назад привод переднего моста в автоматическом режиме работать не может. Для этого в трансмиссии предусмотрено принудительное включение переднего моста. Б этом случае необходимо зубчатую муфту !2 (фиг.1) персдвинуть так, чтобы оиа была расположена на шестернях 10 и 11 одновременно. Вал 5 при этом жестко связывается с гидроиасосом 6, в результате чего вне зависимости от направления движения и от исправности гидравлической системы крутящий момент передается на передний мост.
Формула изобретения
1298103
Фиг. Z
ФигЗ
Составитель С. Белоусько
Редактор Н.Марголина Техред И. Верес Корректор М. Самборская
Заказ 734/19 Тираж 599 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


