Зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, коробках передач и в качестве самостоятельных тяжелонагруженных и прецизионных передач. Целью изобретения является повышение долговечности , КПД и кинематической точности передачи. За счет промежуточHi ных тел 3 качения, воспринимающих нагрузку от ведущего зубчатого колеса 2, снижаются потери на трение в передаче. Радиальное усилие, действующее на тело 3, вызывает его качение по опорной боковой поверхности зуба ведомого колеса 1. Профили зубьев последнего выполнены в виде участка ветви астроиды, профили зубьев ведущего элемента выполнены дуговыми с радиусом а , равным радиусу направляющей окружности астроиды. Радиусы г тел 3 качения выбраны из соотношения t 0,239а. В процессе зацепления колесо 2 через тела 3. качения передает момент на колесо 1. 4 ил. а $ (Л С
C0lO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
5087 А1 ()9) И (33) (511 4 F 16 Н 1/04
99
/д
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3963714/25-28 (22) 12.08.85 (46) 07.03.87. Бюл. У 9 (75) И.А. Демин (53) 621.833(088.8) (56) Патент Швеции к 68885, кл. 4786, 1928. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, коробках передач и в качестве самостоятельных тяжелонагруженных и прецизионных передач, Целью изобретения является повышение долговечности, КПД и кинематической точности передачи. 3а счет промежуточных тел 3 качения, воспринимающих нагрузку от ведущего зубчатого колеса 2, снижаются потери на трение в передаче. Радиальное усилие, действующее на тело 3, вызывает его качение по опорной боковой поверхности зуба ведомого колеса 1. Профили зубьев последнего выполнены в виде участка ветви астроиды, профили зубьев ведущего элемента выполнены дуговыми с радиусом с, равным радиусу направляющей окружности астроиды.
Радиусы тел 3 качения выбраны из соотношения > 0,239п. В процессе зацепления колесо 2 через тела 3. качения передает момент на колесо 1.
4 ил.
129ЮЕ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, коробках передач и в качестве самостоятельных тяжелонагруженных и прецизионных передач.
Цель изобретения — повышение дол- говечности, КПД и кинематической точности передачи путем уменьшения трения скольжения и износа боковых поверхностей зубьев.
На фиг. 1 и 2 изображена зубчатая передача; общий вид, на фиг. 3— то же, вариант исполнения; на фиг. 4— схема зацепления передачи.
Зубчатая передача содержит разделенные на части по ширине и смещенные в окружном направлении зубчатые элементы в виде ведомого 1 и ведущего колеса. Зубья ведущего колеса 2 представляют собой тела 3 качения, и на нем выполнены опорные поверхности 4, контактирующие с телами 3 качения и описанные дугами радиусом а направляющей окружности астроиды. Поверхности 5 зубьев на ведомом колесе 1 в осевом сечении описаны участками ветви астроиды. Тела
3 качения размещены попарно на каждой опорной поверхности 4 ведущего колеса 2 с воэможностью перемещения вдоль нее, а радиусы т. тел 3 качения выбраны по зависимости, = 0,239m„ где а — радиус направляющей окружности астроиды.
Для л вьппения равномерности рабо35 ты передачи каждое из колес выполнено по ширине из нескольких частей
6-8 и 9-11, соответственно для колес
1и2.
Части каждого из колес смещены в, окружном направлении и одна относительно другой. Тела 3 качения размещены на колесе 2 в канавках 12, обеспечивающих их перемещение по опорным поверхностям 4 под воздействием зубьев колеса 1, но предохраняющих их от выпадания, Ведущий элемент может быть выполнен в виде рейки 13 . (фиг. 3), в конструкции зубьев не имеющей отличий от колеса 2. Части колес 1 и 2 и рейки 13 скреплены крепежными деталями 14.
Зубчатая передача работает следующим образом.
При вращении ведущего колеса 2 тела 3 качения передают его ведомому колесу 1. Радиальные силы Г (фиг. 4), возникающие в точках и контакта от передаваемого крутящего момента
И,, вызывают собственный момент М тел,3 качения, под действием которого они обкатываются по зубьям колес.
Сначала тело 3 качения, размещенное между опорной поверхностью 4 колеса
2 и поверхностью 5 зуба колеса 1, перемещается к ножке зуба, а при выходе из контакта отбрасывается центробежной силой в начальное положение.
Канавки 12 удерживают тела 3 качения от выпадания и обеспечивают вынужденное их перемещение по боковым поверхностям зубьев. Парная установка тел 3 качения обеспечивает реверсивную работу передачи.
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая разделенные на части по ширине и смещенные в окружном направлении зубчатые элементы, зубья одного из которых представляют собой тела качения, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, КПД и кинематической точности, на элементе, зубья которого представляют собой тела качения, выполнены опорные поверхности, контактирующие с телами качения и описанные дугами с радиусом направляющей окружности астроиды, поверхности зубьев на ведомом элементе в осевом сечении описаны участками ветви астроиды, тела качения размещены попарно на каждой опорной поверхности с возможностью перемещения вдоль нее, а радиусы тел качения выбраны по зависимости = 0,239а, где х- радиус тел качения, a — - радиус направлякщей окружнос ти ас троицы., 1295087
1295087
Составитель М. Левинский
Техред В.Еадар Корректор А. Тяско
Редактор И. Горная
Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 601/40
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



