Мальтийский механизм
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для преобразования непрерывного вращения в прерывистое с остановками . Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей механизма. При входе цевки 7 ведущего звена 3 в паз мальтийского креста 11 ведомьш вал 10 совершает поворот на некоторый угол. При выходе цевки 7 из паза креста 11 ведомый вал 10 останавливается. От проворота его удерживает фиксирующее устройство 12. С помощью гайки 26 пружины 25 регулируются на такое усилие, что тормозной момент, возникающий мезкду поверхностями трения дисков 22 и 23, равен или превышает крутящий момент, возникающий от вращающихся масс деталей, размещенных S (Л о х Од Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (58 4 F 16 Н 27/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3809748/25-28 (22) 06. 11. 84 (46) 23.02.87. Бюл. Ф 7 (71) Воронежское специальное конструкторское бюро кузнечно-прессовых машин и автоматических линий (72) П.П. Иатвиец (53) 62 1.836.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1153153, кл. F 16 Н 27/06, 1983.
Авторское свидетельство СССР
М 413316, кл. F 16 Н 27/06, 1970. (54) MAJIbTHACKHA ИКХЛНИЗИ (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для преобразования непрерывного вращения в прерывистое с остановками. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей механизма. При входе цевки 7 ведущего звена 3 в паз мальтийского креста 11 ведомый вал 10 совершает поворот на некоторый угол. При выходе цевки 7 из паза креста 11 ведомый вал 10 останавливается. От проворота его удерживает фиксирующее устройство 12. С помощью гайки 26 пружины 25 регулируются на такое усилие, что тормозной момент, возникающий между поверхностями трения дисков 22 и 23, равен или превышает крутящий момент, возникающий от вращающихся масс деталей, размещенных
1291766
R0 на ведомом валу 10. Погрешности, возникающие при неточном изготовлении деталей механизма, а также точность останова ведомого вала 10 регулируются изменением длины ведущего звена 3 с помощью клина 20 и винта
2,1. Выполнение мальтийского креста
11 с секторами, образованными цилинИзобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для преобразования непрерывного вращения в прерывистое с остановками. 5
Цель изобретения — расширение
1 эксплуатационных возможностей мальтийского механизма.
На фиг. 1 изображен мальтийский механизм, общий вид; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1 (момент начала рабочего движения, вариант конструкции с одинаковым шагом прерывистого вращения); на фиг. 3 — то же, момент начала рабочего движения, вариант конструкции с различным шагом прерывистого вращения.
Мальтийский механизм содержит корпус 1, ведущий вал 2, установленное 20 на нем ведущее звено 3 в виде двух щек 4 и 5, между которыми на оси 6 установлена цевка 7. Ось 6 установлена в щеках 4 и 5 на подшипниках 8 и
9 качения. Кроме того, механизм со- 25 держит ведомый вал 10 с жестко установленным на нем мальтийским крестом 11 и фиксирующее устройство 12.
Мальтийский крест 11 выполнен таким образом, что его секторы 13, расположенные между пазами 14, образованы цилиндрической поверхностью 15 с центром, совпадающим с осью вращения креста 11, радиальными поверхнос- 5 тями 16 и 17, проходящими через центр креста 11, и криволинейными поверхностями 18 и 19, соединяющими цилиндрическую поверхность 15 с ра- . диальными поверхностями 16 и 17, при 40 этом ширина паза 14 больше наружного диаметра цевки 7. дрическими поверхностями различных радиусов и радиальными поверхностями, проходящими через центр креста
11 под разными углами по отношению . к оси сектора, обеспечивает без замены креста 11 поворот ведомого вала 10 на различные углы. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Для обеспечения различного угла поворота ведомого вала 10 секторы 13 могут быть образованы цилиндрическими поверхностями 15 различных радиусов и радиальными поверхностями 16 и
17, проходящими через центр креста под разными углами по отношению к оси сектора 13.
Для регулировки длины ведущего звена 3 между ведущим звеном 3 и ведущим валом 2 установлен клин 20. Регулировка Осуществляется с помощью винта 21, соединяющего клин 20 с ведущим звеном 3.
Фиксирующее устройство 12 выполнено в виде двух дисков 22 и 23. Диск
22 жестко установлен на корпусе 1, а диск 23 — на ведомом валу 10 с помощью шпонки 24. Диск 23 подпружинен к диску 22 пружинами 25. Регулировка усилия поджатия диска 23 к диску
22 осуществляется гайкой 26, установленной на ведомом валу 10 и воздействующей на пружины 25 через крышку 27.
Регулировка длины ведущего звена
3 может осуществляться в пределах от
Ro до Ro+(R<-R<). При этом длина ведущего звена 3 в зависимости от размеров механизма и числа пазов 14 мальтийского креста 11 определяется следующей зависимостью:
1 (Регулировка (изменение) угла поворота мальтийского креста.!1 без эамейы креста 11 на другой возможна в пределах от 0 до 2 р
1291766
2р =2arccos где R
Выполнение мальтийского креста
11 с секторами 13, образованными цилиндрическими поверхностями 15 различных радиусов и радиальными поверхностями 16, проходящими через центр — длина ведущего звена 3;
5 — радиус цилиндрической поверхности 15 мальтийского креста 11;
R — радиус основания паза 14
2 мальтийского креста 11; 1р
L — межцентровое расстояние между ведущим 2 и ведомым
10 валами;
r — радиус криволинейной по1 верхности 18; 15
Z — число пазов 14 креста 11.
Мальтийский механизм работает следующим образом.
При входе цевки 7 ведущего звена 3 в паз 14 мальтийского креста 11 2р ведомый вал 10 совершает поворот на некоторый угол. При выходе цевки 7 из паза 14 мальтийского креста 11 ведомый вал 10 останавливается. От проворота его удерживает фиксирую- 25 щее устройство 12.
В дальнейшем цикл повторяется.
С помощью гайки 26 пружины 25 регулируются на такое усилие, что возникающий между поверхностями тре- 30 ния дисков 22 и 23 тормозной момент равен или несколько превышает крутящий момент, возникающий от масс вращающихся деталей, размещенных на ведомом валу 10.
Погрешности, возникающие при неточном изготовлении деталей механизма, а также требуемая точность останова на рабочей позиции регулируются изменением длины ведущего вала 3 с 40 помощью клина 20 и винта 21.
Шаг поворота мальтийского креста
11 и ведомого вала 10 зависит от радиуса цилиндрической поверхности 15, а также угла наклона радиальной по- 45 верхности 16 по отношению к оси сектора 13. креста 11 под разными углами по отношению к оси сектора 13, обеспечивает без замены креста 11 поворот ведомого вала 10 на различные углы.
Формула изобретения
1. Мальтийский механизм,,содержащий корпус, ведущий вал, установленное на нем ведущее звено в виде двух щек, между которыми на оси установлена цевка, мальтийский. крест с пазами, размещенный на ведомом валу, и фиксирующее устройство, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей, каждый сектор мальтийского креста, расположенный между пазами, образован цилиндрической поверхностью с центром, совпадающим с осью вращения креста, радиальными, проходящими через центр креста, и криволинейными, соединяющими цилиндрическую поверхность с радиальными, таким образом, что ширина паза больше наружного диаметра цевки, ведущее звено— регулируемое по длине, а фиксирующее устройство выполнено в виде двух дисков, один из которых жестко установлен в корпусе, а другой — на ведомом валу с воэможностью совместного вращения с ним и подпружинен к первому диску пружиной регулируемой жесткости.
2. Механизм по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что ось цевки ведущего звена установлена в щеках на подшипниках.
3. Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, механизм снабжен установленным между ведущим валом и ведущим звеном клином и винтом, соединяющим клин с ведущим звеном.
4. Механизм по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что цилиндрические поверхности секторов описаны различными радиусами.
5. Механизм по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что радиальные поверхности каждого сектора расположены под разными углами по отношению к оси сектора.
1291766
A -A Филд
Составитель С. Андреев
Редактор О. Юрковецкая Техред Л.Сердюкова Корректор Н. Король
Заказ 218/37 Тираж 812 Подписное . BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



