Пневматический источник сейсмических сигналов
Изобретение относится к технике возбуждения упругого сигнала в воде и может быть использовано при сейсмоисследованиях на акваториях. Цель изобретения - увеличение акустического КПД путем повышения рабочего давления газа в расходной камере.В пневматическом источнике сейсмических сигналов в полости штока размещен импульсный двигатель возератно-поступательиого движения с якорем-поршнем. Расходная камера сообщена каналом с полостью штока под якорем-поршнем. В источнике повышается давление газа в расходной камере перед началом вьгхлопа, что позволяетповысить его акустический КПД. 1 ил.
СОЮЭ СОВЕТСНИК
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕа1УБЛИН
„„з0„„дд92р (51)5 С 01 Ч l/137
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .
К ABTQPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТЮ
l (46) 07.03.93. Бюл. М 9 (21) 3907082/25 (22) 07.06.85 (72) Б.А. Штефан и Э.Г. Иатвеев (56) Авторское свидетельство СССР е 658518, кл. С 01 V 1/02, 1973.
Авторское свидетельство СССР
В 656009, кл. С 01 V 1/02, 1977.
Авторское свидетельство СССР
В 1047297, кл. G 01 V.1/133, 1981. (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК CEACNHЧЕСКИХ СИГНАЛОВ (57) Изобретение относится к технике возбуждения упругого сигнала в воде и может быть использовано при сейсмоисследованиях на акваториях. Цель изобретения — увеличение акустического КПД путем повышения рабочего давления газа в расходной камере.В пневматическом источнике сейсмических сигналов в полости штока размещен импульсный двигатель возвратно-поступательного движения с якорем-поршнем.
Расходная камера сообщена каналом с полостью штока под якорем-поршнем. В источнике повышается давление газа в расходной камере перед началом выхлопа, что позволяет. повысить его акустический КПД. 1 ил.
128922
Изобретение относится к подводной акустике, а именно к области техники возбуждения упругого сигнала в воде, и может быть использовано при сейсмо" исследованиях на акваториях. 5
Целью изобретение является увеличение акустического ЕЛД путем повьппения рабочего давления газа в расходной камере.
Ма чертеже показан источник сейс- 1О мических сигналов в разрезе
Он содержит полый шток 1 с поршнем
2, 3 и 4, подвижный относительно полого штока цилиндра 5, уплотнители
6, 7, 8, 9 и 10 электропневмоклапан, 15
l1 с выходным каналом 12. Полый шток l с поршнями 2, 3 и 4 и штоком цилиндра 5 образуют тормозной объем 13 и расходную камеру 14, которая с помощью канала 15 соединена с дополни- 20 тельным объемом 16. В полом штоке 1 расположен импульсный электрический двигатель 17 возвратно-поступательного движения. В пазах индуктора 18 двигателя расположены обмотки 19 воз-буждения. В верхнюю гайку 20 вмонти-. рован: установочный винт 21.,, Якорьпоршень 22 двигателя прижат к уста. новочному винту пружиной 23. В якоре на определенном расстоянии друг от друга расположены короткозамкнутые обмотки 24 возбуждения. Источник 25 избыточного давления соединен канаJloM 26 с тормозным объемом 13 H воз" душной полостью 27 электропневмокла- 35 пана 11, а также через технологический зазор между якорем и индуктором двигателя с дополнительным объемом l6 и далее через канал 15 с расхоДной камерой 14. Для подачи наЬряжения на электрическ - и двигатель и электрспневмоклапан служит многожильный кабель 28. устройство работает следующим об- м разом.
Сжатый воздух от источника 25 из-быточного давления через канал 26 поступает в тормозной объем 13 и воздушную полость 27 электропневмокла- у пана 11, а также через технологический зазор между якорем и индуктором двигателя — в дополнительный объем
16 и через канал 15 в расходную камеру 14. Соотношение диаметров.поршней 2 и 3 таково, что первая порция газа в тормозном объеме 13 плотно прижимает шток цилиндра 5 к поршню 4.
9 2
После заполнения всех объемов и полостей источника сжатым газом до необходимого давления подается питание на обмотки 24 возбуждения импульсного двигателя 17 возвратно-поступательного движения. Якорь-поршень
22 перемещается вниз, при помощи уплотнителя 7, значительно уменьшающего технологический зазор, замыкает дополнительный объем 16 и создает в нем высокое давление. Сжатый гаэ по каналу 15 поступает в расходную камеру 14-. В последующий момент времени подается импульс тока на электрспневмоклапан 1 1, последний срабатывает и через выходной канал 12 запускает источник. Шток 5 резко перемещается вверх и сжатый pî высокого давления газ иэ расходной камеры 14 выбрасывается в окружающую среду, формируя упругий импульс.
В исходное положение, которое регулируется установочным винтом 21, якорь-поршень 22 возвращается упру-, шими силами — сжатой пружиной после выравнивания давления над и под якорем-поршнем. Шток 5 эа счет падения давления в расходной камере и сохранения высокого давления в тормозном . ,объеме 13 сначала тормозится, а затем возвращается в исходное положеI ние, снова герметизируя расходную. камеру 14.. Цикл окончен, источник гс" тсв к повторному действию.
Описываемый источник сейсмических сигналов обладает высоким акустическим КПД в связи с тем, что в ием обеспечивается повьппение давления газа в расходной камере перед началом вы" хлопа вьппе давления, создаваемого источниками сжатого газа. Кроме того, применение импульсного двигателя возвратно-поступательного движения, например электрического, позволяет отказ=.ться от рида механических узлов, сны.ти до минимума число подвижных элементов, повысить надежность работы и технические воэможность использования пневматических источников.
Формула иэсбретеяия
Пневматический источник сейсмических сигналов, содержащий генератор сжатого газа, сопряженные с воэможностью относительнсгс перемещения полый шток с поршняьп и цилиндр,образующие тормозной объем я расхсдную
1289
Составитель Н. Чихладэе
Редактор Т. Юрчикова Техред А .Кравчук Корректор Е. Рошко
Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Заказ 1955
Производственно-полиграфическое лредпрйятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 камеру, и электропневмоклапан, о тst и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения акустического КПД путем повышения рабочего давления га- . за в расходной камере, в полости што- 5
229 4 ка размещен импульсный двигатель возвратно-поступательного движения с якорем-поршнем, причем полость штока под якорем-поршнем сообщена каналом с расходной камерой.


