Вертикальная центробежная предохранительная гидромуфта
Изобретение относится к .машиностроению , в частности к устройствам для нередачи вращения с ограничением величины передаваемого момента. Целью изобретения является повышение эффективности и надежности работы путем передачи момента всей поверхностью барабана и увеличения плавности пуска и быстроты срабатывания при перегрузках. При враш,ении барабанов 1 и 3 расположенная между ними рабочая жидкость занимает положение на большем расстоянии от центра, объединяя лопатки 2 и 4, чем повышается КПД муфты. Прямоугольные сливные отверстия 5 выполнены с большей площадью, чем круглые всасывающие отверстия 6, и позволяют быстро отключить барабаны 1 и 3 при резком торможении турбинного барабана 3 с ведомым валом 9. При этом давление жидкости повышается, она поднимается вверх и переливается через отверстия 5 в полость турбинного барабана 3, где и накапливается. 2 ил. 3 s (Л N5 00 ел ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 D 33 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3485536/25-27 (22) 11.06.82 (46) 23.12.86. Бюл. № 47 (71) Криворожский государственный педагогический институт (72) В. И. Сорокин, В. Д. Сорокина, В. В. Сорокин, С. E. I оряев, В. Ф. Сацкий и Л. Г. Зотова (53) 621.825(08Я.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 542038, кл. F !6 Р 33/00, 1973.
Авторское свидетельство СССР № 905530, кл. F 16 D 33/08, 1980. (54) ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с ограничением величины пере„„SU„„1278520 даваемого момента. Целью изобретения является повышение эффективности и надежности работы путем передачи момента всей поверхностью барабана и увеличения плавности пуска и быстроты срабатывания при перегрузках. При вращении барабанов 1 и 3 расположенная между ними рабочая жидкость занимает положение на большем расстоянии от центра, объединяя лопатки 2 и 4, чем повышается КПД муфты. Прямоугольные сливные отверстия 5 выполнены с большей площадью, чем круглые всасывающие отверстия 6, и позволяют быстро отключить барабаны 1 и 3 при резком торможении турбинного барабана 3 с ведомым валом 9.
При этом давление жидкости повышается, она поднимается вверх и переливается через отверстия 5 в полость турбинного барабана 3, где и накапливается. 2 ил.
1278520
30
Формула изобретения
1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с ограничением величины передаваемого момента.
Целью изобретения является повышение эффективности и надежности работы путем обеспечения передачи крутящего момента всей поверхностью барабана и увеличения плавности пуска и быстроты срабатывания при перегрузках.
На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Муфта содержит насосный барабан 1, внутренняя поверхность которого выполнена в виде параболоида вращения с размещенными на ней лопастями 2. Внутри насосного барабана 1 установлен турбинный барабан 3, наружная поверхность которого также выполнена в виде параболоида вращения с лопастями 4. В верхней части корпуса турбинного барабана 3 имеются сливные отверстия 5 большого сечения, а в нижней всасывающие отверстия 6 малого сечения, которые размещены соответственно выше и ниже уровня, занимаемого жидкостью 7 в нерабочем состоянии. При этом отверстия 6 малого сечения расположены по спирали (на разных уровнях по корпусу турбинного барабана 3).
Ведущий вал 8 связан с насосным барабаном 1, а ведомый вал 9 — с турбинным барабаном 3.
В отключенном состоянии жидкость 7 занимает положение, указанное на фиг. 1.
При включении начинает вращаться насосный барабан 1. Жидкость захватывается лопастями 2 и увлекается ими. Под действием центробежных сил она поднимается вверх, принимает форму параболоида вращения и, контактируя с лопастями 4, начинает раскручивать турбинный барабан 3.
Одновременно жидкость, находящаяся во внутренней полости барабана 3, через отверстия 6 начинает поступать в зону лопастей 2 и 4. При этом скорость ее истечения различна. Через отверстия 6, размещенные выше, жидкость вытекает интенсивнее (за счет большей величины центробежных сил).
По окончании запуска (1,5 — 2 с) вся жидкость сосредотачивается в зоне лопастей 2 и 4. Барабаны 1 и 3 вращаются синхронно.
При перегрузке ведомого вала 9 частота вращения турбинного барабана 3 уменьшается или становится равной нулю. Жидкость 7, находящаяся в зазоре между барабанами 1 и 3, гасит скорость о лопасти 4 и через отверстия 5 стекает во внутреннюю полость турбинного барабана 3. Так как отверстия 5 имеют большее сечение, чем отверстия 6, то через 1,5 — 2 с жидкость сосредотачивается во внутренней полости турбинного барабана 3. Контакт между лопастями 2 и 4, передаваемый жидкостью, практически прекращается. Происходит автоматическое отключение муфты. После устранения перегрузок, вызывающих остановку турбинного барабана 3, процесс запуска повторяется.
Выполнение барабанов 1 и 3 в виде параболоидов вращения позволяет передавать крутящий момент через всю поверхность турбинного барабан 3, повышая тем самым
КПД муфты. Отверстия 5 и 6 большего и меньшего сечений, размещенные соответственно выше и ниже уровня, занимаемого жидкостью в нерабочем состоянии, обеспечивают быстроту срабатывания. Расположение отверстий 6 меньшего сечения по спирали позволяет постепенно добавлять жидкость в зазор между лопастями 2 и 4, обеспечивая плавность пуска. Кроме того, это позволяет автоматически изменять величину крутящего момента или полностью отключать муфту при перегрузках, возникающих со стороны ведомого вала.
Вертикальная центробежная предохранительная гидромуфта, содержащая насосный барабан с лопастями, частично заполненный рабочей жидкостью, расположенный в нем турбинный барабан с лопастями, всасывающие отверстия, расположенные под уровнем рабочей жидкости, и сливные отверстия, расположенные над уровнем рабочей жидкости, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и надежности работы, барабаны выполнены в виде параболоидов вращения, всасывающие и сливные отверстия расположены на турбинном барабане, при этом всасывающие отверстия выполнены с круглым сечением и расположены по спирали, а сливные отверстия выполнены прямоугольной формы с суммарной площадью большей, чем суммарная площадь всасываюш,их отверстий.
1278520
Составитель И. Яц нов
Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 6815/31 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


