Способ обезвоживания битума
Изобретение относится к нефтеперерабатьшающей и строительной промышленностям и касается способа обезвоживания битума. С целью снижения энергетических затрат на процесс, исходный битум нагревают до 70-95С,. пропускают через зернистый песок, нагретый до той же температуры. Затем битум нагревают до температуры не ниже температуры кипения содержащейся в нем воды. Влажность целевого битума снижается в 2 раза. Снижается удельный расход топлива. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК сЯ) 4 С 10 С 3/00 х
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3876978/23-04 (22) 02.04.85 (46) 30.11.86. Бюл. 11 44 (71) Кременчугское производственное объединение "Дормашина им.В.И.Ленина (72) М.А.Фурман (53) 665.637,8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 153991, кл. С 10 С 3/00, 1962.
Авторское свидетельство СССР
9 703562, кл. С 10 С 3/00, 1979.
Авторское свидетельство СССР
К 1032082, кл. Е 01 С 19/08, 1981...SU„„, 1273376 А1 (54) СПОСОБ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ БИТУМА (57) Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и строительной промьпппенностям и касается способа обезвоживания битума. С целью снижения энергетических затрат на процесс. исходный битум нагревают до 70-95 С, пропускают через зернистый песок, нагретый до той же температуры. Затем битум нагревают до температуры не ниже температуры кипения содержащейся в нем воды. Влажность целевого битума снижается в 2 раза.
Снижается удельный расход топлива.
1 табл.
1273376
Изобретение относится к способам обезвоживания битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и строительной промышленностях, а именно в нагревателях битума асфаль- 5 тосмесительных установок, на битумных базах, при проведении кровельноизолировочных работ в строительстве.
Цель изобретения — уменьшение энергетических затрат при обезвоживании битума.
Проводят обезвоживание битума из, вестным и предлагаемым способами, Расход битума 3 т/ч. Конечная температура нагрева битума 150ОС. Оценку эффективности способов производят по удельным затратам топлива на процесс и по конечной влажности битума. В опытах 1-6 проводят обезвоживание иэ20 вестным способом, а в опытах 7 — 12 предлагаемым способом. Результаты сведены в таблице 1.
Опыт 1. Обеэвоживают битум марки
БНД 40/60 с исходной температурой
85 С. Всю имеющуюся в битуме влагу (5 мзс.X) переводят путем нагрева (при смешении с более горячим битумом) в парообразное состояние с по-следующим цароотделением и нагревом битума до 150 С.
Опыт 2. Отличается от первого маркой битума. Обезвоживают битум БНД
60/90.
Опыт 3. Отличается от второго опыта влажностью исходного битума, которая составляет 3 мас.X. Это сни-. жает конечную влажность вяжущего и удельный расход топлива. 40
Опыт 4. В отличие от предыдущего опыта, обезвоживают битум с исходной влажностью 7 мас.Х, что приводит к повышенной конечной влажности и большому удельному расходу топли- <5 ва (13,4 кг/т) .
Опыт 5. Обезвоживают битум БНД
60/90, имеющий исходную. температуру
70 С и влажность 5 мас.7.
Опыт 6. Обеэвоживают известным 50 способом битум марки БНД 90/130 с наначальной температурой 85 С и относительной влажностью 5 мас.7., Опыт 7. Обезвоживают предлагаемым способом битум БНД 40/60, нагре- SS тый предварительно до 85 С с исходной влажностью 5 мас.X. Фильтрующий материал нагревают также до 85 С.
Используемый в качестве фильтрующего материала крупный песок характеризуется модулем крупности И„, коToPblH O eH 6biTb 6О ее 2,5, H OC татком на сите 9 063, который должен быть свыше 45 мас.% (ГОСТ 8736-77).
Песчаный фильтр встраивают в разрыве трубы подачи обводненного битума к смесительному теплообменнику,, нагревателя битума. От вяжущего песок отделен сеткой. Фильтр заключен в цилиндрический кожух с краном слива воды в нижней части. Внутри песка находятся нагреватели (паровые или масляные трубы, электрические трубчатые нагреватели и т.д.) °
Анализ влажности вяжущего после фильтра показывает, что она уменьшается до 4,4 мас.X. Затеи производят нагрев вяжущего до 150 С с отделением образующегося пара. Конечная влажность битума 0,02 мас.Х, удельный расход топлива 10,9 кг/т.
Опыт 8. Отличается от предыдущего тем, что обеэвоживают битум марки БНД 60/90, имеющий исходную температуру 70 С, температура песка
70ОС.
Опыт 9. Отличается от опыта 8 температурой битума и песка, составляющей 95ОС.
Опыт 10. Отличается от опытов
8 и 9 температурой битума и песка, составляющей 85ОС, и исходной влажностью битума, равной 3 мас.X.
Опыт 11. Отличается от предыдущего исходной влажностью битума, равной 7 мас.X.
О пыт 12. Обезвоживают битум марки БНД 90/130, имеющий начальную температуру 85 С и влажность 5 мас.X..
Температура фильтра 85 С.
Выбор интервала температур подо грева исходного битума объясняется следующим.
При температуре битума менее
70 С значительная часть битумов находится еще в упруговязком состоянии, имеет значительную вязкость и высокое поверхностное натяжение, что практически не позволяет отделять от вяжущего свободную влагу путем пропускания его по фильтрующей поверхности. Как показано в примере 8 таблицы, при температуре битума 7(P С, через фильтрующую поверхность отделяется не более 4 мас.Ж содержащейся в исходном битуме во3 1273376 ды. При 85 С эта величина составляет 12% (пример 7), а при 95 С наблюдается отделение 16 мас,% воды (пример 9). Нагрев исходного битума до температуры более 95 С приводит, в частности из-за неравномерности нагрева, к местному вскипанию содержащейся в битуме воды, что нарушает течение битума по трубам, резко увеличивается их сопротивление. 10 о
Температура, С Влажность битума, мас ,) Удель-... ный расход топлива,кг/т
Марка битума
Способ обезвоживания, 11
Битум Фильтра Исход- После Конеч ная фильтр ная
Известный
БНД 40/60 85
БНД 60/90 85
БНД 60/90 85
БНД 60/90 85
БНД 60/90. 70
БНД 90/130 85
0,04
11,4
0,04
11,4
9,3 3
0,02.3
13,4
0,06
12,9
0,03
0,03
11,4
При использовании мелкого песка после разделения воды и битума на поверхности песка образуется пленка битума, которая при повторении опер рации плохо пропускает воду. На крупном песке сплошная пленка практически не образуется. В то же время замена песка щебнем приводит к тому, что фильтрующий материал почти щ с одинаковой скоростью пропускает и воду и битум.
Выбор температурного интервала подогрева фильтрующего материала 2S до 70-95 С объясняется тем, что при этом фильтрующий материал не охлаждает ниже допустимого уровня и не перегревает исходный битум, что могло бы привести к последствиям, отмеченным выше. Кроме того, 70 С— это нижняя граница температуры, не вызывающей образование в крупном песке пленок битума.
Фильтр может пропускать без регенерации 1500 т битума (100-150 циклов). Замененный песок может быть использован при работе регенерационной асфальтосмесительной установки или в технологических целях. Расход песка не превышает 0,2-0,5 кг на топку обезвоживаемого битума.
Как видно иэ представленной таблицы, обезвоживание предложенным способом при прочих равных условиях обеспечивает меньшую влажность целевого битума, а также снижает удельный расход топлива, так как часть влаги удается отделить от вяжущего без перевода ее в парообразное со-. стояние. Эффективность способа повышается с ростом влажности исходного битума.
Формула и э обретения
Способ обезвоживания битума путем нагрева исходного обводненного битума до температуры не ниже температуры кипения содержащейся в нем воды с последующим отделением образовавшихся паров, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения энергетических затрат на процесс, исходный битум предварительно нагревают до 70-95 С и пропускают по поверхности крупнозернистого песка, нагретого до той же температуры.
1273376
Продолжение таблицы
КонечТемпература, С Влажность битума, мас
Удель-... ный расход толли ва,кг/т
Марка битума
Способ обеэвожнвания1 9
После фильтр
Исходная
Фильтра
Битума
Предлагаемый
БНД 40/60 85
БНД 60/90 70
БНД 60/90 95
4,4 0,02 1 0,9
4,8 0,02 12,5
4,2 0,02 9,5
2,8 0,01 P 1
6в2 Ов03 12ь5
4,3 0,02 10,6
70
БНД 60/90 85
10
БНД 60/90 85
БНД 90/130 85
Составитель Е, Горлов
Техред М. Ходанич Корректор В.Бутяга
Редактор Н,Товтин
Заказ 6387/19 Тираж 482 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СС1".Р по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4



