Тепловой двигатель зинченко
Тепловой двигатель, содержащий статор с наклонной опорной пластиной и разделенными экраном зонами нагрева и охлаждения и ротор с установленными на нем вдоль его оси на одинаковом расстоянии от последней тепловыми рабочими элементами в виде стержней, прижатых своими концами с одной стороны ротора к наклонной опорной пластине статора при помопщ элементов качения и соединенных при помощи узлов крепления с валом отбора мощности, отличающийся тем, что, с целью повыше ния удельной мощности путем увеличе .ния жесткости узлов крепления и уменьшения величины не преобразуемых во вращение ротора тепловых деформаций стержней, он снабжен распо ложенной на статоре с противоположной стороны ротора дополнительной наклонной опорной плас-ганой и допол нительными элементами качения, рас . положенными между концами стержней и дополнительной опорной пластиной, 1- S а узлы крепления стержней ротора вы полнены в виде шайб, которыми связаны концы стержней, и элементы качения установлены между шайбами и пластинами. -Н « i.lf К t 1 t QD и fta.1
СО1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 03 С 7 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ с»
Гб EBg
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3859937/25-06 (22) 09.01.85 (46) 15.11.86. Бюл. № 42 (72) Н.А.Зинченко (53) 621.486(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 861717, кл. F 03 G 7/06, 1979.
Авторское свидетельство СССР ,№ 1231255, кл. Р 03 G .7/06, 1984. (54) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ЗИНЧЕНКО (57) Тепловой двигатель, содержащий статор с наклонной опорной пластиной и разделенными экраном зонами нагрева и охлаждения и ротор с установленными на нем вдоль его оси на одинаковом расстоянии от последней тепловыми рабочими элементами в виде стержней, прижатых своими концами с одной стороны ротора к наклонной опорной пластине статора при помо„.Я0„„1270409 А 1 щи элементов качения и соединенных при помощи узлов крепления с валом отбора мощности, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения удельной мощности путем увеличе.ния жесткости узлов крепления и уменьшения величины не преобразуемых во вращение ротора тепловых деформаций стержней, он снабжен расположенной на статоре с противоположной стороны ротора дополнительной наклонной опорной пластиной и дополнительными элементами качения, рас. положенными между концами стержней и дополнительной опорной пластиной, а узлы крепления стержней ротора вы-. полнены в виде шайб, которыми связаны концы стержней, и элементы качения установлены между шайбами и пластинами.
1270409
1О
4О
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к тепловым, двигателям, в которых для получения механической энергии вращения используется расширение и сокращение твердых стержней при их нагреве и охлаждении, и может быть использовано для привода механизмов небольшой мощности при наличии горячего и холодного источников тепла и отсут— ствии промышленных источников энергии.
Цель изобретения — повышение удельной мощности путем увеличения жесткости узлов крепления и уменьшения величины не преобразуемых во вращение ротора тепловых деформаций стержней.
На фиг; 1 изображен двигатель, общий виц; на фиг. 2 — вид А на фиг. l на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — ротор двигателя в изометрической проекции.
Двигатель содержит статор 1 с основной 2 и дополнительной 3 наклонными опорными пластинами, связанными B жесткую рамную конструкцию посредством балок 4. Внутри статора 1 расположен ротор 5 с установленными на нем вдоль его оси на одинаковом расстоянии от последней тепловыми рабочими элементами в виде стержней 6, скрепленных между собой узлами крепления в виде шайб 7 и 8 в упругую в продольном направлении конструкцию, напоминающую по внешнему виду беличье колесо. !!ежду шайбами 7 и 8 ротора 5 и опорными пластинами 2 и 3 статора установлены основные 9 и дополнительные 10 элементы качения таким образом, что шайбы 7 и 8, пластины 2 и 3 и элементы 9 и 10 качения образуют радиально-упорные подшипники. Стержни 6 прижаты своими концами с обеих сторон ротора 5 к наклонным опорным пластинам 2 и 3 статора 1 при помощи элементов 9 и 10 качения и соединены при помощи шайб 7 и 8 с валом
11 отбора мощности. Во внутреннем пространстве ротора 5 вдоль общей плоскости симметрии ротора 5 и статора 1 установлен прикрепленный к статору 1 экран 12, которым статор ! разделен на зоны нагрева 13 и охлаждения 14. В случае использования тепла сгорания топлива в стержнях 6 могут быть выполнены каналы для осуществления в них горения. Для нагрева стержней 6 излучением они могут быть выполнены сегментообразными в поперечном сечении, а для обеспечения возможности использования для нагрева и энергии топлива., и энергии излучения стержни 6 могут быть выполнены одновременно полыми и сегментообразными в поперечном сечении,.
Двигатель работает следующим образом.
При нагреве в зоне 13 стержни 6 расширяются и оказывают давление на наклонные опорные пластины 2 и 3 статора 1. Обусловленные этим давлением направленные по нормали к по.верхности опорных пластин 2 и 3 реакции имеют тангенциально направленные составляющие, которые создают вращательный момент на валу ll отбора мощности . При вращении ротора
5 стержни 6 перемещаются из зоны 13 нагрева в зону 14 охлаждения и сокращаются в результате охлаждения, не оказывая давления на пластины 2 и 3 статора 1 и не. создавая сопротивления вращению ротора 5. После перемещения стержней 6 из зоны 14 охлаждения в зону 13 нагрева описанный цикл работы двигателя повторяется и попдерживается непрерывное вращение ротора 5 и вала 11 отбора мощности.
1270409
1Ф Вид Д
Составитель Л.Тугарев.
Редактор Е.Копча Техред Л.Олейник Корректор О. Луговая !
Заказ 6220/33 Тираж 447 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4;


