Устройство порогового контроля напряжения бортовой сети автомобиля
Изобретение относится к диагностической аппаратуре для автотракт зрной техники и используется в качестве цветооптического порогового индикатора напряжения бортовой сети. Цель изобретения - упрощение устройства и повышение информативности показаний. Оно содержит входные клеммы 1, 2 бортовой сети, компаратор 3, нелинейный делитель 10 напряжения, состоящий из резисторов 11, 12 и стабилитрона 13, и источник 7 опорного напряжения. Для достижения поставленной цели введены дополнительный компаратор 4, делители 5, 6 напряжения и цветооптические индикаторы 14, 15. Источник 7 содержит стабилитрон 8 и резистор 9,Устройство позволяет индицировать четыш ре диапазона напряжения бортовой сети. 1 ил. (/
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 С 01 R 19/165
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО Д6ЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3813939/24-21 (22) 15,11.84 (46) 07.11,86, Бюл. P 41 (72) Б.С. Самойлов, H.À.Люков, Э.П.Завальский и Л.Л.Лазарев (53) 621.317. 7 (088.8) (56) Бела Бун. Электроника на автомобиле. М,: Транспорт, 1979, с. 163
Авторское снидетельства СССР
М 721759, кл. G 01 R 19/165, 1977 (54) УСТРОЙСТВО ПОРОГОВОГО КОНТРОЛЯ
НАПРЯЖЕНИЯ БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к диагностической аппаратуре для антатрактррной техники и используется в качестве цветооптического порогового
„„SU„„1269043 А 1 индикатора напряжения бортовой се- . ти. Цель изобретения — упрощение устройства и повышение информативности показаний. Оно содержит входные клеммы 1, 2 бартонай сети, KQM паратар 3, нелинейный делитель 10 напряжения, состоящий из резисторов
11, 12 и стаби цитрона 13, и источник 7 опорного напряжения, Для дасти— жения поставленной цели нведены да— полнительный компаратар 4, делители
5; 6 напряжения и цветооптические индикаторы 14, 15. Источник 7 содержит стабилитрон 8 и резистор 9,Уст— ройства позволяет индициронать четы— ре диапазона напряжения бортовой сети. 1 ил.
1 12
Изобретение относится к диагностической аппаратуре для автотрактор— ной техники и предназначено для использования в качестве цветооптического порогового индикатора напряжения бортовой сети.
Цель изобретения — упрощение схемы устройстваи повышение информативности показаний °
На чертеже представлена структурная схема устройства
Устройство содержит входные клеммы 1 и 2 бортовой сети, компаратор
3, дополнительный компаратор 4, делители 5 и 6 напряжения, источник 7 опорного напряжения, составленный из последовательно соедйненных стабилитрона 8 и резистора 9, нелинейный делитель 10, состоящий из последовательно соединенных резисторов 11 и 12 и стабилитрона 13, цветооптических индикаторов (светодиодов) 14 и 15 соответственно красного и зеленого цветов. Устройство позволяет индицировать четыре диапазона напряжения бортовой сети, а именно при аварийном состоянии аккумулятора, когда напряжение в бортовой сети менее 11,5 В, светится красный светодиод, при входном: напряжении 11,5 — 12,6 В, т.е. на режиме выключенного двигателя, индикаторы не светятся, энергия не потребляется, при входном напряжении 12,6—
15 В светится зеленый индикатор, показывая нормальное состояние бортовой сети при втором аварийном сос— тоянии бортовой сети, когда напряжение в ней превышает 15 В и аккумуля— .тор подвергается перенапряжению, наряду с зеленым загорается вновь красный светодиод, Происходит это следующим образом.
В исходном состоянии, когда двигатель автомобиля выключен и генератор не вырабатывает тока, а напряжение аккумулятора:. соответствует норме, индикаторы 14 и 15 не светятся, так как выходы обоих компараторов 3 и 4 заперты. При пуске двигателя, т.е. в стартерном режиме (режиме мощного потребителя), напряжение на аккуму ляторе резко падает (нормально до
16,5-11 В) и соответственно уменьшается напряжение на выходе делителя 5, приложенное к неинвертирующему входу компаратора 3, так как это напряжение меньше напряжения на вы69043 2
50
l5
45 ходе источника 7, компаратор 3 пере— ключается, и загорается красный светодиод 14. Это же самое происходит и при работающем двигателе, если появляется неисправность в системе электроснабжения (обрыв ремня, повреждение генератора и др.) или включается по типу короткого замыкания мощный потребитель. С пуском двигателя и прекращением стартерного режима генератор автомобиля начинает вырабатывать напряжение, уровень которого для нормально отрегулированной системы электроснабжения должен превышать 12,6 В и быть мень— шим 15 В. В таком случае входное напряжение, равное по меньшей мере
12,6 В, прикладывается к неинвертирующему входу компаратора 3 с выхода делителя 5, а к инвертирующему входу компаратора 3 оно прикладывается через источник 7, на котором стабилитрон 8 ограничивает его на уровне, меньшем 11,5 В. Поэтому компаратор 3 запирается, индикатор 14 гаснет. Одновременно на компараторе 4 возрас— тание входного напряжения вызывает обратный результат, так как он подключен противоположным компаратору Зоб разом. Поэтому одновременно с пуском дви гателя загорается зеленый светодиод.
Уже при входном напряжении, превышающем 11,5 В, отпирается стабилитрон 13, и по резисторам 11и 12 начинает течь ток, Падение напряжения на резисторе 11 складывается с напряжением стабилизации стабилитрона
8 и приводит к росту напряжения на инвертирующем входе компаратора 3 .
Крутизна роста напряжения на инвертирующем входе компаратора 3 выше крутизны роста напряжения на выходе делителя 5. Соотношение сопротивлений резисторов 11 и12 подобрано так, что пересечение кривых роста напряжения в укаэанных точках происходит при входном напряжении, превышающем
15 В. Поэтому при достижении входным напряжением величины, несколько большей 15 В, компаратор 3 вновь замыкает цепь питания индикатора 14, вызывая его свечение одновременно со свечением зеленого индикатора 15.
Формула и з об р ет е ния
Устройство порогового контроля напряжения бортовой сети автомобиля, I 269043 4 ного компаратора и первой входной клеммой нелинейного делителя напряжения, вторая входная клемма которого соединена с плюсовой входной клеммой бортовой сети, общая клемма двух резисторов нелинейного делителя напряжения соединена с инвертирующим входом компаратора, неинвертирующий вход компаратора и инвертирующий вход дополнительного компаратора соединены с выходами соответствующих делителей напряжения, входы которых соединены с соответствующими входными клеммами бортовой сети, 5 а выходы компараторов через соответствующие индикаторы соединены с плюсовой входной клеммой бортовой
3 содержащее компаратор, нелинейный делитель напряжения, выполненный иэ последовательно соединенных двух резисторов и стабилитрона, и источник опорного напряжения, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения схемы устройства и повышения информативности показаний, оно снабжено дополнительными компараторами и делителями напряжения, а также цвето оптическими индикаторами, при этом источник опорного напряжения выполнен посредством цепочки последовательно соединенных резистора и стабилитрона, подключенной к входным клеммам бортовой сети, общая клемма резистора и стабилитрона соединена с неинвертирующим входом дополнительсети.
Составитель С.Рыбин
Редактор О.Головач Техред Л.Сердюкова Корректор М.Максимишинец
Заказ 6030/47 Тираж 728 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4


