Динамический гаситель колебаний
1. ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, включающий массы с цилиндрической поверхностью и соединяющие их с сооружением подвески, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы гасителя, последний снабжен площадкой с наклонной или конусной поверхностью , а массы установлены с возможностью контакта с ней. 2. Гаситель по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения его настройки, площадка выполнена с возможностью изменения угла наклона. 3.Гаситель ю п. 1. отличающийся тем, что подвески выполнены из канатов, жестко соединенных с массами и с сооружением. 4.Гаситель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен вставкой, размещенной между подвесками и сооружением и жестко прикрепленной к ним, а массы соединены между собой жестким стержнем. 5.Гаситель по п. 4, отличающийся тем, что вставка выполнена из каната, а подвески - жесткими, соединенными с массами посредством подшипников качения. 6.Гаситель по п. 4, отличающийся тем, что вставка выполнена жесткой, а подвески гибкими. 7.Гаситель по пп. 4-6, отличающийся тем, что, по крайней мере одна из масс расположена выше остальных и вьпие точки крепления к сооружению ее подвески, причем последняя вьпюлнена щарнирно прикрепленной к сооружению и соединенной с жестким стержнем.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (su 4 Е 04 В 1 98
Y " %
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМЪ(,СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ GCCP
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3837963/29-33 (22) 04.01.85 (46) 23.10.86. Бюл. № 39 (72) Б. В. Остроумов и А. Н. Блехерман (53) 699.841 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 386180, кл. F 16 F 15/28, 1971.
Авторское свидетельство СССР № 779533, кл. Е 04 В 1/98, 1978. (54) (57) 1. ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ
КОЛЕБАНИЙ, включающий массы с цилиндрической поверхностью и соединяющие их с сооружением подвески, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы гасителя, последний снабжен площадкой с наклонной или конусной поверхностью, а массы установлены с возможностью контакта с ней.
2. Гаситель по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения его настройки, плошадка выполнена с возможностью изменения угла наклона.
ÄÄSUÄÄ 1265272 А1
3. Гаситель по и. 1, отгичающийся тем, что подвески выполнены из канатов, жестко соединенных с массами и с сооружением.
4. Гаситель по и. 1. от.гичающиися тем, что он снабжен вставкой, размещенной между подвесками и сооружением и жестко прикрепленной к ним, а массы соединены между собой жестким стержнем.
5. Гаситель по и. 4, отличающийся тем, что вставка выполнена из каната, а подвески — жесткими, соединенными с массами посредством подшипников качения.
6. Гаситель по и. 4, отличающийся тем, что вставка выполнена жесткой, а подвески гибкими.
7. Гаситель Tlo llII. 4 — 6, от.гичающийся тем, что, по крайней мере одна из масс расположена выше остальных и выше точки крепления к сооружению ее подвески, причем последняя выполнена шарнирно прикрепленной к сооружению и соединенной с жестким стержнем.
1265272
Фиг 2
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для снижения амплитуд колебаний высотных сооружений, висячих мостов и т.п., что обеспечивает их нормальную эксплуатацию и долговечность.
Цель изобретения — повышение. эффективности работы гасителя и обеспечения его настройки.
На фиг. 1 изображен гаситель колебаний с площадкой, выполненной в виде конуса; на фиг. 2 — то же, с наклонной площадкой, подвески выполнены жесткими, соединенными с массами гасителя через подшипники качения, а с сооружением — через вставку из каната; на фиг. 3 — разрез
А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — гаситель, в котором одна из масс расположена выше остальных масс и выше точки крепления ее подвески к сооружению; на фиг. 5 — — установка гасителя на сооружении; на фиг. 6 разрез Б — Б на фиг. 5; на фиг. 7 — узел 1 на фиг. 4. 20
Динамический гаситель колебаний состоит из массы 1 и подвесок 2, прикрепленных к колеблющемуся объекту 3.
Цилиндрическая наружная поверхность
4 массы гасителя контактирует с площадкой 5. Подвеска 2 (фиг. 1) выполнена из каната, жестко соединенного с массой и колеблющимся объектом. Площадка может быть выполнена с наклонной поверхностью или с конической поверхностью 6. Для изменения наклона площадки предусмотрено регулировочное устройство 7. Подвески 2 могут быть выполнены жесткими, соединенными с массами через подшипники 8 качения, а с сооружением — через вставку 9 из каната. Массы гасителя соединены между собой жестким стержнем 10, который для регулирования расстояния между массами гасителя снабжен регулировочным устройством 11.
Подвеска 2 массы 1, расположенной выше остальных масс, соединена с сооружени- 4В ем 3 при помощи шарнира 12.
Узел соединения подвесок 2 и стержня 10 показан на фиг. 7, где подвеска 2 свободно пропущена через полую цилиндрическую вставку 13, шарнирно соединенную со стерж нем 10.
Гашение колебаний сооружения производится за счет перемещений (качения) масс гасителя по наклонной площадке в противофазе с колебаниями сооружения. Изменяя угол наклона площадки, можно расширить диапазон рабочих частот гасителя даже в большей степени, чем это необходимо для его настройки. Кроме того, демпфирование в данном случае производится не только за счет сухого трения проволок каната подвесок 2 или вставки 9 при изгибе, но и от закручивания его при качении массы гасителя по наклонной площадке, а также за счет трения, возникающего при этом.
Таким образом, заменяя канаты во вставках частично или полностью на жесткие элементы, можно регулировать величину демпфирования, чем достигается оптимальность настройки гасителя одновременно с настройкой по частоте.
Частота колебаний гасителя может регулироваться изменением угл а наклона площадки: чем меньше угол площадки с горизонталью, тем ниже частота колебаний. Одновременно частоту колебаний гасителя можно регулировать изменением расстояния между массами с помощью устройства типа фаркопфа; чем меньше расстояние, тем ниже частота.
При необходимости значительного понижения частоты колебаний гасителя при применении его на высоких гибких сооружениях возможно решение, когда одна из масс расположена выше остальных и выше точки крепления ее подвески к сооружению.
Г1одвеска массы выполнена жесткой и шарнирно прикреплена к сооружению. Подвески всех масс соединены между собой жесткими элементами с регулировочными устройствами.
Гаситель такого типа является более компактным, чем известные гасители маятникового типа и занимает меньший полезный объем в сооружении.
1265272
А-А фиг. 5
Фиг.5!
265272
А
Редактор А. Шишки:.а
Заказ 5632! 22
< осз и вит игл ь Г. Сми ренн ан схред15 !Зсрсс Корректор А. Зимокосов тирани i 3 1!одписное
В1!11Р11!И Государственного комитета СССР во дела м изо6рстений и открытий
1!3035, Москва, Ж 35, Раувдская наб., д. 4!5 сРилиад ПИП «Г1ате п», г. У.кгород, ул. Г!роектная, 4



