Канатоведущий шкив
Изобретение относится к машиностроению и найти применение в приводах канатных дорог, лифтов и т.п. устройствах, использующих гибкую связь. Цель изобретения - повышение надежности работы канатоведущего шкива за счет исключения от проворота подвижной шаровой опоры относительно ступицы и снабжения шкива упругим элементом, выполненным в виде прорезной конической пружины, один торец которой жестко связан с шаровой опорой, а друс подвижным диском. При работе шкива канат , уложенный в кольцевую проточку подвижного диска 5, зажимается между дисками и передает крутящий момент шкиву, прямо пропорциональный усилию натяжения каната. При вращении шкива под нагрузкой коническая прорезная пружина 7 деформируется , и при резком включении шкива в работу происходит смягчение ударов или рывков в канате за счет некоторого проскальзывания каната между дисками при незначительном повороте диска 5 и закручивании пружины 7. Взаимное угловое положение подвижного 5 и неподвижного 2 дисков может быть, отрегулировано перед началом работы путем перемещения и фиксации в заданном положении шаровой опоры 3, несущей подвижный диск 5. 3 ил. о (Л 1C Од о Од 1C сд РигЛ
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ц 4 F 16 Н 55/50
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3848618/25-28 (22) 31.01.85 (46) 30.09.86. Бюл. № 36 (72) В. П. Веретенников (53) 621.864 (088.8) (56) Патент США № 3965767, кл. F 16 Н 55/50, 1976.
Патент Великобритании № 1543760, кл. F 16 Н 55/38, 1976.
Патент Германии № 150275, кл. 47 В 26, 1902.
Авторское свидетельство СССР № 252772, кл. F 16 Н 55/50, 1968.
Патент Франции № 550156, кл. 47 В 26, !922.
Патент Франции № 747772, кл. 47 В 21, 1933, фиг. 3. (54) КАНАТОВЕДУЩИЙ ШКИВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах канатных дорог, лифтов и т.п. устройствах, использующих гибкую связь. Цель изобретения — повышение надежности работы ка„„Я0„„1260625 А 1 натоведущего шкива за счет исключения от проворота подвижной шаровой опоры относительно ступицы и снабжения шкива упругим элементом, выполненным в виде прорезной конической пружины, один торец которой жестко связан с шаровой опорой, а друс подвижным диском. При работе шкива канат, уложенный в кольцевую проточку подвижного диска 5, зажимается между дисками и передает крутящий момент шкиву, прямо пропорциональный усилию натяжения каната. При вращении шкива под нагрузкой коническая прорезная пружина 7 деформируется, и при резком включении шкива в работу происходит смягчение ударов или рывков в канате за счет некоторого проскальзывания каната между дисками при незначительном повороте диска 5 и закручивании пружины 7. Взаимное угловое положение подвижного 5 и неподвижного 2 дисков мо-жет быть отрегулировано перед началом работы путем перемещения и фиксации в заданном положении шаровой опоры 3, несу. щей подвижный диск 5. 3 ил.
1260625
Формула изобретения
Составитель О. Климов
Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Бандура
Заказ 5210/33
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах канатных дорог и лифтов.
Цель изобретения — повышение надежности работы шкива за счет исключения от проворота подвижной шаровой опоры относительно ступицы и снабжения шкива упругим элементом, выполненным в виде прорезной конической пружины, один торец которой жестко связан с шаровой опорой, а другой — с подвижным диском. 10
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый шкив, общий вид, осевой разрез; на фиг. 2 — коническая прорезная пружина, общий вид; на фиг. 3 — схема укладки каната на шкиве.
Канатоведущий шкив содержит ступицу 1, жестко связанный с ней неподвижный диск
2, шаровую опору 3, установленную на ступице 1 с возможностью осевого перемещения и фиксации с помощью гайки 4. На шаровой опоре 3 установлен под углом к неподвижному диску 2 подвижный диск 5, имеющий кольцевую проточку под канат.
Шаровая опора 3 зафиксирована от проворота относительно ступицы шпонкой 6, а относительно подвижного диска — конической прорезной пружиной 7, один торец ко- 25 торой закреплен на подвижном диске, а другой — на шаровой опоре при помощи штифта 8;
Шкив работает следующим образом.
При вращении шкива канат в точке А (фиг. 3) свободно ложится в кольцевую про- 30 точку диска 5. Диск 2 при этом исключает сползание каната с кольцевой проточки диска 5. При дальнейшем вращении шкива по мере передвижения каната к точке Б канат постепенно зажимается дисками 2 и 5.
Пройдя точку Б, канат постепенно разжимается и в точке В, освободившись, сходит со шкива, причем, чем больше будет натяжение каната, тем больше будет и сила зажатия каната в шкиве.
При вращении шкива под нагрузкой коническая прорезная пружина 7 деформируется, и при резком включении шкива в работу происходит смягчение ударов или рывков в канате за счет некоторого проскальзывания каната в шкиве благодаря незначительному повороту диска 5 и закручиванию пружины 7.
Канатоведущий шкив, содержащий ступицу, жестко связанный с ней неподвижый диск, шаровую опору, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения и фиксации вдоль оси шкива, шарнирно связанный с опорой и установленный под углом к неподвижному подвнжный диск, имеющий кольцевую проточку под канат, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, шаровая опора зафиксирована от проворота относительно ступицы, а шкив снабжен прорезной конической пружиной, один торец которой жестко связан с шаровой опорой, а другой — с подвижным диском.

