Ось балансирной подвески автомобиля
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при изготовлении полых осей, например осей балансирных подвесок грузовых автомобилей. Цель изобретения - повышение эксплуатационной стойкости путем снижения жесткости при кручении. Полую ось из стальной трубы изготавливают штамповкой при температуре 950 с с последующим охлаждением в баке с водой, в котором вмонтирован спрейер. Затем ее подвергают отпуску при 250-300 С. При этом наружный слой оси содержит отпущенный мартенсит, сердцевина - феррито-перлитную смесь, а внутренний слой - сорбит. 1 апщина слоя отпущенного мартенсита относится к толщине слоя сорбита как (6-8)4, а толщина слоя феррито-перлитной смеси составляет 0,5-0,6 толщины стенки оси. 1 табл. ХЛ
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОРИА ЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН.,SU„„1258852 А 1 (594 С 21 D 9/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Э .г
Уг4 -ЛГ
Н ASTGPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3900740/22-02 (22) 21.05.85 (46) 23.09.86. Бюл. У 35 (71) Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени металлургический институт им. Л.И.Брежнева (72) И.Е.Долженков, О.С.Хусид, С.с.малов, В.в.таболину
А.П.Артеменко и В.А.Данич (53) 621.785(088 ° 8) (56) Таболин В.В. и др. Автомобильная промышленность, 1985, У 1, с. 12. (54) ОСЬ БАЛАНСИРНОЙ ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при изготовлении полых осбй, например осей балансирных подвесок грузовых автомобилей.
Цель изобретения - повышение зксплуатационной стойкости путем снижения жесткости при кручении. Полую ось as стальной трубы изготавливают штамповкой при температуре 950 С с последующчм охлаждением в баке с водой, в котором вмонтирован спрейер. Затем ее подвергают отпуску при 250-300 С.
При этом наружный слой оси содержит отпущенньз1 мартенсит, сердцевинаферрито-перлитную смесь, а внутренний слой - сорбит.- Толщина слоя отпущенного мартенсита относится к толщине слоя сорбита как (6-8):4 а тол° f
С2 щина слоя феррито-перлитной смеси е составляет 0,5-0,6 толщины стенки оси. 1 табл.
В серд- 600000 девине
5-7 4
Известная 9-10
Предлагаемая
1300000
700000
10
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при изготовлении полых осей, например осей балансьфных подвесок грузовых автомобилей.
Пель изобретения — повышение эксплуатационной стойкости путем снижения жесткости оси при кручении.
Различная жесткость оси балансирной подвески и рамы автомобиля при кручении рамы и действии моментов от концов задних рессор способствует появлению высоких напряжений в соединении кронштейн — ось балансира. Из-за высоких моментов кручения и горизонтального изгиба появляются трещины в оси в зоне наварных шпонок, за счет чего происходит как бы согласование жесткостей оси и рамы. По" вышение:жесткости рамы до значений жесткости оси приведет к появлению большого запаса упругой энергии и хрупкому разрушению рамы. Снижение жесткости оси путем изменения геомет рических размеров приведет к снижению ее общей конструктивной прочности.
Поэтому снижение жесткости путем создания специальной волокнистой структуры приводит к согласованию жесткостей рамы и оси беэ снижения конструктивной прочности оси, что дает повышение ее эксплуатационной стойкости. Увеличение соотношения слоев отпущенного мартенсита и сорбита по сравнению с соотношением
0 (6-8):4 снижает конструктивную прочность оси, так как возникают растягивающие напряжения в оси, а уменьшение этого соотношения увеличивает жесткость оси и приводит к появлению трещин. Если толщина слоя феррита
58852 2 и перлита будет меньше .0,5 толщины стенки трубы, увеличивается жесткость оси, а увеличение толщины слоя свыше
0,6 толщины стенки трубы приводит к снижению сопротивления оси изгибающим нагрузкам.
Пример. Заготовку оси балансирной подвески грузового автомобиля изготавливают Hs трубы ф 108 х
10 х 25 мм из стали 45. Заготовку штам0 пуют при 9SO С, после чего охлаждают в баке с водой, в который вмонтирован спрейер. Скорость охлаждения подбирают такой, чтобы на глуби13 не 3,4,6,8,10 мм с наружной стороны получить структуру мартенсита, а с внутренней стороны на глубине 4,5
6,7,10 мм — троостосорбит. В сердцевине получают феррито-перлитную
20 структуру, толщина слоя которой
12 мм. Затем заготовку оси балансира подвергают отпуску при 250-300 С.
После обработки структура поперечного сечения оси балансира следующая:
25 в наружном поверхностном слое » отпущенный мартенсит, во внутреннем поверхностном слое — сорбит, а в сердцевине — феррито-перлитная смесь.
Ось балансира по известному способу изготавливают со следующим распределением структуры в поперечном сечении: закаленный слой с наружной и внутренней поверхности, а в сердЗ5 цевине - сорбит. Обе оси собирают с балансирными подвесками, смонтированными на рамы. Рамы подвергают стендовым испытаниям при циклических нагрузках.
40 Результаты испытаний представлены в таблице.
3 1258852 4
Как видно иэ таблицы, при стендо- каленного слоя с внутренней.и нарушвых испытаниях с циклическим прило- ной поверхностей, о т л и ч а ю— шением нагрузки к раме оси, изготов- щ а я с я тем, что, с целью повышеленные по предлагаемому способу, ния эксплуатационной стойкости путем выдерхивают в 1,3-2 раза больше цик- 5 снишения месткости оси при кручении, лов нагрушения, чем оси с известной нарушный слой содерзит отпущенный структурой. мартенсит, сердцевина — феррито«перлитную смесь, а внутренний слойФ о р м у л а и э о б р е т е н и я сорбит, при этом толщина слоя отпущенного мартенсита относится к толОсь балансирной подвески автомо- щине слоя сорбита как(6-8):4,а толщина биля из стальной трубы, подвергнутой слоя феррито-перлнтной, меси состав- . закалке и отпуску с получением за- ляет 0,5-0,6 толщины стенки трубы.
Составитель В.Китайский
Техред Л.Олейник Корректор В.Бутяга
Редактор Н.Егорова
Заказ 5088/26 Тирах 552 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ухгород, ул.Проектная, 4


