Следящая система автоматической отдачи буксирного гака судов
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1257013 (51) 4 В 63 В 21 60
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 380095 (21) 3690592/27-11 (22) 09.01.84 (46) !5.09.86. Бюл. ¹ 34 (72) В. В. Королев (53) 62! .885 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 380095, кл. В 63 В 21/60, 15.06.1970. (54) (57) СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОТДАЧИ БУКСИРНОГО ГАКА СУДОВ по авт. св. № 380095, отличаюи(аяся тем, что, с целью уменьшения габаритов системы, улучшения условий ее размещения на судне и технологичности сборки, она снабжена водонепроницаемым корпусом, закрепленным на корпусной конструкции под буксирным гаком с возможностью скольжения последнего по верхней части водонепроницаемого корпуса, а рычаг представляет собой вертикально расположенный вал с закрепленными на нем один под другим верхним и нижним плечами, при этом верхнее плечо шарнирно присоединено к гаку, а нижнее установлено с возможностью воздействия на подпружиненный плунжер и на концевые выключатели, которыми снабжена следящая система, при этом нижняя часть вала, нижнее плечо, подпружиненный плунжер и концевые выключатели смонтированы в указанном водонепроницаемом корпусе.
1257013
30
40
50
Изобретение относится к судостроеник), частности к следящим системам автоматической отдачи буксирного гака судов.
По основному авт. св. № 380095 известна следящая система автоматической отдачи буксирного гака судов, содержащая креновой замыкатель, подающий сигнал к стопору исполнительного элемента, кинематически связанного трособлочной системой с механизмом автоматической отдачи буксирного гака, при этом система снабжена силовым замыкателем, осуществляющим вместе с креновым двойное замыкание, выполненным в виде рычага, шарнирно связанного с буксирным гаком, и подпружиненным плунжером, кинематически взаимодействующим с рычагом при отклонении буксирного гака от диаметральной плоскости судна.
Недостатками известной системы являются большие ее габариты, недостаточно хорошие условия ее размещения на судне и недостаточная технологичность сборки.
Целью изобретения является уменьшение габаритов системы, улучшение условий ее размещения на судне и технологичности сборки.
Для достижения поставленной цели следящая система снабжена водонепроницаемым корпусом, закрепленным на корпусной конструкции под буксирным гаком с возможностью скольжения последнего по верхней части водонепроницаемого корпуса, а рычаг представляет собой вертикально расположенный вал с закрепленными на нем один под другим верхним и нижним плечами, при этом верхнее плечо шарнирно присоединено к гаку, а нижнее плечо установлено с возможностью воздействия на подпружиненный плунжер и на концевые выключатели, которыми снабжена следящая система, при этом нижняя часть вала, нижнее плечо, подпружиненный плунжер и концевые выключатели смонтированы в упомянутом водонепроницаемом корпусе.
На фиг. 1 изображена электромеханическая схема следящей системы автоматической отдачи буксирного гака судна; на фиг. 2 — — рычаг, вид сбоку", на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 2.
Система содержит датчик 1 крена, выполненныи в виде маятника, взаимодеиствующего с одним из концевых выключателей 2 и 3, датчик усилия 4, замыкающий один из дополнительных концевых выключателей 5 и 6, исполнительный элемент 7 и электрическую цепь 8. Датчик усилия 4 состоит из рычага 9, ось 10 качания которого расположена в ДП судна, и чувствительных элементов 11 подпружиненного плунжера 12. Рычаг 9 выполнен в виде вертикально расположенного вала 13, на котором один под другим закреплены верхнее плечо 14 и нижнее плечо 15. К верхнему плечу 14 шарнирно присоединен гак 16, а нижнее плечо 15 своим концом воздействует на чувствительные элементы 11 плунжера 12. Нижняя часть вала 13, нижнее плечо 15, чувствительные элементы 11 и дополнительные концевые выключатели 5 и 6, смонтированы в едином водонепроницаемом корпусе 7, верхняя часть 18 которого одновременно служит погоном 19 для скольжения по нему гака 16 при его перекладке на борт. Вертикально расположенный вал 13 закреплен с возможностью поворота в верхней опоре 20, смонтированной над верхним плечом 14, и в нижней опоре 21, расположенной между плечами 14 и 15 в районе верхней части 8 корпуса 17. Для доступа внутрь корпуса 17 на его верхней части 18 предусмотрена крышка (не показана). Из корпуса 17 наружу выведены винты 22 и 23, служащие для регулировки чувствительных элементов 11 плунжера 12.
Система работает следующим образом.
При перекладке гака 16 на борт усилие в буксирном тросе создает боковую составляющую силу, опасную в части опрокидывания судна или заливания его. Эта сила постоянно контролируется чувствительными элементами 11, к которым она передается от гака !6 через верхнее плечо 14, вертикальный вал 13 и нижнее плечо 15. Когда боковая сила достигнет критической величины и накренит судно на предельный угол, срабатывает чувствительный элемент и концевой выключатель 5 или 6 замкнет участок электрической цепи 8, при этом датчик крена 1 также срабатывает и концевой выключатель
2 или 3 замкнет свой участок электрической пепи 8.
Опасная ситуация для судна характеризуется критическим углом крена и критической боковой силой, действуюгцей в сторону крена, поэтому электрическая цепь 8 замыкается концевыми выключателями 2 и 5 либо 3 и 6 в зависимости от того, на какой борт действует одновременно сила и крен.
При замыкании цепи срабатывает исполнительный элемент 7, гак 16 раскрывается, сбрасывая канат, снимая тем самым боковую кренягцую силу, и судно выравнивается.
Предлагаемая следящая система по сравнению с известной имеет меньшие габариты, улучшенные условия ее размещения на судне и улучшенную технологию сборки.
1257013 (Риг 2
71
Составитель Ю. Серов
Редактор А. Гулько Техред И. Верес Корректор М. немчик
Заказ 4875/16 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, OK — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


