Способ прокладки каналов
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2I) 3873267/29-)5 (22) 26.03.85 (46) 30.08.86. Бюл. У 32 (72) В. Ф. Зезегов (53) 624,134(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
II 379728р кл ° Е 02 В 5/02, 1973, Угинчус А. A. Гидравлические и технико-экономические расчеты каналов. M.: Зневгия, 1965, с. 5-8, (54)(57) I СПОСОБ ПРОКЛАДКИ КАНАЛОВ, включающий выемку грунта, облицовку стенок дна, строительство плотин, отличающийся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат и повышения эффективности использования каналов, их прокладывают попарно вдоль главной реки речной системы, строительство плотин ведут на каждом из притоков рек, при этом под плотинами прокладывают трубопровод, сообщают его с водохранилищами плотин, а устье трубопровода соединяют в голове с дном первого из парных каналов, течение воды первого канала направляют путем уклона дна в направлении течения воды в главной реке, после этого первый канал соединяют с вторым каналом и воду в последнем направляют против течения воды в главной реке, после чего второй канал соединяют с руслом главной реки.
2. Способ по п, 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что длина проводкпа парных каналов равна расстоянию от плотины притока реки, расположенной /) возле устья главной реки, до плотины притока реки, расположенной е аерхо-1( вье главной реки, 1254095 2
6, расположенной возле устья глав" ной реки, да плотины 13 притока реки;
9, расположенной в верховье главной реки 5, Плотины 10 — 13 строят на
5 реках на расстоянии с т главной реки в зависимости от прокладки главных каналов. з Использование предлагаемого изобретения позволит использовать суда без двигателей для перевозки грузов по каналам эа счет направленного течения воды, Например, ат речного порта 8 (фиг, 1), расположенного в одном конце каналов 1, загружаются суда 20 без двигателей и по течению воды канала направляются в порт Г, расположенный на другом конце каналов, после чего суда 20 с грузом или без груза возвращаются обратно
20 по течению воды канала 2. Воэвра;тившись, суда по шлюзовой системе 21 иэ канала, 2 перемещают в канал 1 и далее в порт В . Затем цикл повторяется.
25 !
А-А
22
2П1 З 2а2 гО «т
Составитель В. Сметанин
Техред N.Ìoðãåíòàë . Корректор В, Синицкая
Редактор Ю. Середа
Заказ 4693/33 Тираж 641 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Ра лпская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к способам прокладки каналов, Целью изобретения является уменьшение зноргазатрат и повышение эффективности использования каналов.
На фиг. 1 показана общая схема прокладки каналов; на фиг. 2 - разре
А-А на фиг. 1 (с поворотом на 180 ); на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.
Способ осуществляют следующим образом.
Каналы 1 и 2 попарно прокладывают путем выемки грунта., облицовки стенок 3 и дна 4 вдоль главной реки
5 речной системы. Притоки рек 6 — 9 речной системы перекрывают плотинами
l0 — 13, под которыми прокладывают трубопровод 14, например, из железобетона, Трубопровод 14 сообщают посредством отверстий 15 с водохрапилищами 16 — 19 платин 10 — l3 а устье трубопровода соединяют с дном
4 .первого канала 1. Течение воцы канала 1 направляют путем уклона дна в направлении течения воды в главной реке
5 и этот канал 1 соединяют с каналом
2 а воду в последнем направляют против течения воды в главной реке
5, после чего канал 2 соединяют с руслом главной реки 5. Длина проводки парных каналов 1 и 2 равна расстоянию от плотины 10 притока реки
Могут быть и другие варианты постройки портов. Вода из водохранилищ 16 — 19 поступает по трубопроводу 14 и 22 в канал 1, создает noÇ1l стоянный напор и направленное движение в каналах, а находящиеся в каналах суда без двигателей движутся за счет течения воды,

