Устройство для измерения скользкости дорожных покрытий
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к устройствам для определения скользкости покрытий. Целью изобретения является повышение производительности за счет снабжения роликовой муфтой свободного хода, один элемент которой жестко соединен со ступицей 4 колеса 3, а другой - с концом гибкого злемента 10, соединенного с наружной обоймой 9 и с механизмом регистрации. Гибкий элемент 10, каретка II и динамометрическая пружина 20 последовательно размещены внутри рукоятки 1, на которой закреплен ограничитель 21 угла наклона с роликом 22 на его конце . 3 ил. 2ff /; /J О 9 (Л ю У1 ю N
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СООИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ПИ (И) А2
l5D 4 С 01 N 19 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А STOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTVM (61) 1095056 (21) 3830877/25-28 (22) 26.12.84 (46) 23.08.86. Бюл. М 31 (71) Производственно-технический институт "Латтехоргдорстрой" (72) А.М.Авдоченок и П.А.Скринда (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1095056, кл. G Ol N 19/02, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ (57) Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к устройствам для определения скользкости покрытий. Целью изобретения является повышение производительности за счет снабжения роликовой муфтой свободного хода, один элемент которой жестко соединен со ступицей 4 колеса 3, а другой — с концом гибкого элемента 10, соединенного с наружной обоймой 9 и с механизмом регистрации. Гибкий эле мент 10, каретка 11 и динамометрическая пружина 20 последовательно размещены внутри рукоятки 1, на которой закреплен ограничитель 21 угла наклона с роликом 22 на его конце. 3 ил.
1252710
15
30
55
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для определения скользкости покрытий и является усовершенЪ стнованием устройства по основному авт.св.У 1095056.
Цель изобретения — повышение производительности эа счет проведения измерений н любых направлениях беэ переналадки.
На фиг.! представлено предлагаемое устройство н рабочем голожении, общий нид; на фиг.2 — поперечный разрез реверсивной роликовой муфты снободного хода; на фиг.3 — узел регистрации.
Устройство для измерения скольэ— кости дорожных покрытий содержит полую прямоугольного сечения рукоятку 1 с П-образной рамкой 2, внутри которой закреплено с возможностью вращения колесо 3 со ступицей 4 и реверсивной роликовой муфтой 5 свободного хода, состоящей из звездочки
6, выполненной в виде правильного многогранника и жестко соединенной со ступицей, вилки 7, роликов 8, расположенных в прорезях вилки, и наружной обоймы 9. Обойма 9 соединена гибким элементом 10 с механизмом регистрации, выполненным в ниде каретки 11 с указателем 12, пальца 13 с прямоугольным участком 14 и пишущим наконечником 15, пружины 16, барабана 17 и двух шкал 18 и 19.
Динамометрическая пружина 20 соединена одним концом с кареткой 11, а другим — с рукояткой 1. Гибкий элемент 10,êàðåòêà 11 и динамометрическая пружина 20 последовательно размещены внутри рукоятки 1. На рукоятке закреплен ограничитель 21 угла наклона с роликом 22 на его конце.
Устройство работает следующим образом.
Вилку 7 муфты 5 свободного хода устанавливают в положение Н. Колесо
3 на выбранном месте дорожного покрьггия тянут на себя за рукоятку
1, выдерживая ее по ограничителю
21 угла под заданным углом к измеряемой поверхности. При вращении колеса ролики 8, увлекаемые звездочкой 6 муфты 5 свободного хода, перемещаются в прорезях вилки 7 в узкую часть клина, образующегося между наружной обоймой и ппоскими гранями знеэдочки 6. С момента заклинивания
\ роликов система звездочка — вилка наружная обойма вращается как одно целое, При этом гибкий элемент 10 наматывается на наружную обойму 9 и растягивает динамометрическую пружину 20, которая своим усилием затормаживает колесо 3 до полной блокиронки. Конечная деформация пружины
16 определяет скользкость покрытия, показатель которой отсчитывается по шкале 18 и при необходимости записывается на ленту барабана 17. После проведения замера толканием колеса вперед производят расклинивание сис" темы знездочка — вилка — наружная обойма, и колесо в таком положении свободно перекатывается к месту следующего измерения. При этом в первоначальный период происходит снятие нагрузки с дииамометрической пружины
16. Ролики 8 в противоположном положении не заклиниваются, так как упираются в грани прорезей вилки 7.
На покрытиях повышенной скользкости деформация динамометрической пружины 20 незначительная, в связи с чем снижается относительная точность замера. Для этих покрытий замеры скользкости производятся толканием колеса 3 вперед. Толкающее усилие, приложенное к рукоятке, унеличинает удельное давление колеса на покрытие, а следовательно, прилагаемый тормозной момент и деформацию динамометрической пружины. Так как максимальная деформация пружины остается для обоих способов измерения постоянной, то точность увеличивается и отсчет осуществляется на шкале 19.
Применение динамометрической пру жины с предварительной деформацией исключает перекрытие диапазонов измерений шкал и способствует увеличению точности измерения скользкости покрытий на обеих шкалах отсчета.
На покрытиях повышенной скользкости вилку 7 муфты 5 свободного хода переводят в положение В. При вращении колеса, толкаемого вперед, происходит заклинивание роликов 8 муфты 5 свободного хода и система звездочка — вилка — наружная обойма вращается как одно целое. При этом гибкий элемент 10 наматывается на наружную обойму 9 и растягивает динамометрическую пружину 20,которая
Составитель А.П1выркова
Редактор О. Бугир Техред В. Кадар Корректор Т.Колб
Заказ 4617/45 Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r,Ужгород, ул. Проектная, 4 своим усилием затормаживает колесо до полной блокировки. Конечная деформация пружины определяет скользкость покрытия, показатель которой отсчитывается по шкале 19 и при необходимости записывается на ленту барабана. Послепроведения замера колесо тянутна себя за рукоятку l. При этом происходит расклинивание системы ступица — вилка — наружная обойма, освобождение динамометрической пружины от нагрузки и колесо в таком положении свободно перекатывается к месту следующего измерения. Таким образом, в обоих случаях измерения скользкости покрытий ведущим элементом роликовой реверсивной муфты свободного хода является звездочка, имеющая жесткое соединение со ступицей колеса. Установка вилки муфты в положение Н или В представляет роликам некоторую свободу перемещения в ее прорезях, достаточную для обеспечения их заклинивания только в одном направлении, и свободу вращения звездочки, а в том числе и
52710 4 колеса, в противоположном направлении.
В процессе измерений при переходе колеса на скольжение тормозное усилие пружины, а следовательно, и ее деформация, достигнув своего максимального значения, уменьшаются, что позволяет определить два показателя скользкости покрытий.
10 Оптимальный угол наклона рукоятки к измеряемой поверхности составляет
35-42, что обеспечивает максималь . .ную точность на обеих шкалах иэмереf5 формула изобретения
Устройство для измерения скольэ— кости дорожных покрытий по авт.св.
20 У 1095056, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения производительности, оно снабжено роликовой муфтой свободного хода, один элемент которой жестко соединен
25 со ступицей колеса, а другой — с одним концом гибкого элемента.


