Механизм свободного хода
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„ I 252566 А 1
ISU4 F 16 D 41!16 4! 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3833226/25-27 (22) 30.12.84 (46) 23.08.86. Бюл. У 31 (72) В.С. Филатов (53) 621.825.5(088.8) (56) Кожевников С.Н. и др. Механизмы, изд. 4. М.: Машиностроение, 1976, с. 414-418, рис. 6. 84. (54) (57) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА, содержащий ведущий и ведомый валы, обгонную муфту, упругие сцепные элементы, связанные одними концами с ведущим валом, а другими закрепленные на одной из обойм обгонной муфты, при этом другая ее обойма связана с ведомым валом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса, обгонная муфта выполнена реверсивной с управляющим устройством в виде втулки со штифтами на внутренней цилиндрической поверхности и фиксатором ее положения на ведущем валу, тела заклинивания обгонной муфты расположены между штифтами, а упругие сцепные элементы выполнены в виде стержней, охватывающих ведущий вал.
12 52566
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в управляемых коробках скоростей.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса.
Па фиг. 1 показан предлагаемый механизм свободного хода, на фиг. 2— сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 второй вариант крепления стержней.
Механизм свободного хода содержит ведомую 1 и ведущую 2 части, соосно установленные на ведомом 3 и ведущем 4 валах. Ведущая часть 2 имеет барабан 5, выступающий иэ ведущей части и располагаемый частично в ведомой части 1. Упругие цепные элементы выполнены в виде пружинных стержней 6, закрепленных равномерно по окружности вокруг барабана 5, параллельно оси механизма одними концами в торце ведомой части
1, другими — в обойме реверсивно<<
7 обгонной роликовой муфты, свободно одетой с гарантированным зазором на барабан 5. Стержни 6 изготавливаются иэ пружиненного материала (сталь, бронза, и др.) сплошными или в виде гибких проволочных валов, состоящих иэ ряда последовательно навитых один на другой слоев пружинной проволоки. Крепление концов стержней 6 может бьггь жестким, например пайкой для стержней типа гибких валиков, или шарнирно и подпружиненно для сплошных стержней.
Для повышения сцепления стержней 6 с наружной поверхностью барабана 5 на последний может наноситься специальное фрикционное покрьггие или изготавливаться многоэаходные (по числу стержней 6) спиральные канавки двух направлений (правого и левого), повторяющие профиль контактирующих с ней стержней 6.
С наружной поверхностью обоймы
7 контактируют тела заклинивания в виде шариков 8, расноложенньтх между штифтами 9, такреппеннь<ми в управлянщем устройстве в виде втулки 10, перемещаемой по ведущей части 2 до упора в <и ра<«<чите.<ьное кольцо 11.
П!арики 8 одн вр менно ряс попаган1тся в продольньгх пазах другой обоймы, выполнеH«тй сонм cò«î < ведущей част ьн ". г < ко< амп 12 и 13, направ—
JI p ни< (ми <<а в< тр< чу друг jlp) I у по ка
5
50 сательной к шарикам 8 и под углом, обеспечивающим заклинпнание обоймы
7 в ведущей части 2 при ее вращении в противоположных направлениях.
Фиксаторы положения (два) втулки
1О выполнены в виде шариков 14, расположенных в отверстиях ведущей части 2 и поджатых пружинами 15 к коническим отверстиям на втулке 10.
Вилка 16 (на фиг. 1,3 показана штрихпунктирными линиями) обеспечивает переключение режима работы муфты ступенчатым осевым перемещением втулки
10 и относится, например, к коробке скоростей машины (не показана).
Крепление концов стержней 6 (сплошных ) в ведомой части 1 и в обойме 7 может быть выполнено шарнирным с использованием шарнирных двухколечных подшипников 17, общего ограничительного кольца 18 с подпружинивапием стержней относительно ведомой части с помощью пружин 19 и ограничительных шайб 20 (фиг. 4).
Механизм работает следующим образом.
В исходном положении стержни 6 располагаются параллельно оси муфты (фиг. 1 показано штрихпунктирной линией), шарики 8 тел заклинивания расположены в одном иэ пазов напротив запирающего скоса 12 или 13 с фиксированием их положения штифтами 9, втулкой 1О, застопоренной фиксаторами 14 на ведущей части 2 (фиг. 1, 3).
При вращении ведущей части 2 или ведомой части 1 в направлении заклинивания шариков 8 на скосах 12 или
13 обойма 7 будет стопориться на ведущей части 2, вызывая тем самым относительный поворот концов стержней 6, которые будут навиваться на барабан 5, создавая радиальное давление на его наружной поверхности, что, в свою очередь, приводит к созданию фрикционного трения (при отсутствии на барабане канавок), увеличивающегося по мере увеличения передаваемого муфтой крутящего момента.
В этом положении части 1 и 2 находятся в сцепленном состоянии
При наличии на наружной поверхности барабана 5 многозаходных канавок в последние будут западать стержни
6 по мере их навивки, увеличивая тем самым величину передаваемого муфтой крутящего момента. При оста1252566
1б
А-Д
Фиа O
Составитель Л.Атрушкевич
Техред Э.Чижмар Корректор E.Сирохман
Редактор А.Шандор
Заказ 4608/38
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4 новке валов стержни Ь под действием своей упругости (" гибкие валики ) или под действием пружин 19 ("сплошные стержни) распрямляются и вновь займут свое исходное положение.
Для изменения направления рабочего вращения валов (с передачей рабочего момента с заклиниванием шариков
8) перемещают втулку 10 управляющего устройства в крайнее левое положение до упора в проточку корпуса ведущей части 2 с заскакиванием шариков 14 фиксатора в конические отверстия втулки 1О.
Предлагаемый механизм может рабо- тать в двухстd» >ннем рабочем режиме и с передачей увеличенных внешних моментов.


