Соединение вал-ступица
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„! 252563 А1 (5ц4 F 16 D 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (. 1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3740182/25-27 (22) 16.05.84 (46) 23.08.86. Бюл. Ф 31 (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (72) Л.И. Живов, В.К, Мальцев, Н.Ф. Мартынов, В.H. Горожанкин, В.Г. Лейбенко и И.Г. Лепеншин (53) 621.825.2{088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1006812, кл. F 16 D 1/04, 1981.
Орлов П.И. Основы конструирования, т. 2, М.: Машиностроение, 1977, с. 319, табл. 23. (54) (5 7) СОЕДИНЕНИЕ ВАЛ-СТУПИЦА, с одержащее вал с коническим посадочным участком и установленную на нем с натягом ступицу, зафиксированную шайбой, соосно закрепленной на валу посредством болта, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью ловышения надежности и долговечности путем автоматического регулирования натяга ступицы пропорционально передаваемой нагрузке, на обращенных одна к другой поверхностях шайбы и ступицы выполнены входящие в зацепление кулачки одинакового треугольного сечения.
1252563
Видд
Фиг. 2
Составитель И.Яцунон
Техред Э.Чинар
Редактор А.Шандор
Заказ 4608/38
Корректор Е.Сирохман
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
11ронзвоlc твенно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности пу- 5 тем автоматического регулирования натяга ступицы пропорционально передаваемой нагрузке.
На фиг. 1 представлено соединение 1О вал-ступица, разрез; на фиг. 2 — вид
А на фиг. 1.
Соединение содержит вал 1 с коническим посадочным участком 2, на котором установлена ступица 3, зафик- 15 сиронанная конценой шайбой 4, закрепленной на валу резьбовым элементом— винтами 5.
На сопрягаемых понерхностях ступицы и концевой шайбы выполнены нхо- 20 дящие в зацепление кулачки 6 и 7 треугольного сечения, боковые грани которых расположены под одним и тем же углом Ы = 70-75 к оси вала 1.
Силы трения в соединении вала 1 и ступицы 3 создаются осевым нажатием, задаваемым шайбой 4.
Нагрузка с вала 1 на ступицу 3 передается н местах их сопряжения 30 силами трения, а также с помощью нинтон — резьбовых элементов 5 и концевой шайбы 4 силами зацепления, возникающими между кулачками 6 и 7 прямоугольного профиля, шайбы 4 и ступицы 3. При этом от действия передаваемой окружной силы F (фиг. 2), на скосах возникают осевые составляющие Р, увеличивающие осевое нажатие концевой шайбы 4 на ступицу
3 пропорционально мгновенной нагрузке, переданаемой соединением. В такой же пропорции увеличиваются и контактные напряжения на коническом участке 2, а следовательно, и общая несущая способность соединения. Происходит самозатягивание соединения и в каждый момент времени величина контактных напряжений и несущая способность соединения соотнетствуют
I передаваемой нагрузке. Это исключает необходимость создания при сборке высоких контактных напряжений, рассчитанных на пиковую нагрузку, которые снижают усталостную прочность, надежность и долговечность соединения.
Предлагаемое соединение обеспечивает автоматическое регулирование несущей способности пропорционально передаваемой динамической нагрузке путем самозатягивания соединения.
3а счет этого достигается увеличение надежности и долговечности соединения.

