Устройство для контроля состояния @ параллельно соединенных вентилей
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано .для защиты вентильных преобразователей от токовых перегрузок, возникающих из-за перераспределения тока по параллельно соединенным вентилям. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем введения двухступенчатой индикации неопасных и опасных перегрузок вентилей преобразователя. Контроль вентилей обеспечивается в две ступени. При отказе одного или нескольких ; вентилей 1 без возникновения токовой перегрузки в исправных вентилях выходной сигнал снимается только с выхода 16 блока 4 сравнения. При возникновении перегрузки в цепях с исправными вентилями выходной сигнал устройства снимается с выхода I7 блока 4 сравнения. Такое постр ение устройства позволяет расширить его Фзгнкциональные возможности, поскольку выходной сигнал первой ступени свидетельствует о сохранении .работоспособности контролируемого преобразователя , а по выходному сигналу второй ступени можно автоматически запускать блоки защиты контролируемого преобразователя. 2 ил. с (Л
(19) (1П
СС1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (594Н 02 Н 7 10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТЯЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3860123/24-07 (22) 27.02.85
;(46) 07.08.86. Бюл. 0 29 (72) Л. И. Гитман (53) 621.316.925.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 208104, кл. Н 02 Н 7/12, 1965.
Авторское свидетельство СССР
Ф 1121753, кл. Н 02 М 1/18, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ N ПАРАЛЛЕЛЬНО СОЕДИНЕННЫХ ВЕНТНЛЕЙ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано .для защиты вентильных преобразователей от токовых перегрузок, возникающих из-эа перераспределения тока по параллельно соединенным вентилям.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем введения двухступенчатой индикации неопасных и опасных перегрузок вентилей преобразователя. Контроль вентилей обеспечивается в две ступени.
При отказе одного или нескольких вентилей 1 без возникновения токовой перегрузки в исправных вентилях выходной сигнал снимается только с выхода 16 блока 4 сравнения. При возникновении перегрузки в цепях с исправными вентилями выходной сигнал устройства снимается с выхода 17 блока 4 сравнения. Такое построение уст-. ройства позволяет расширить его функциональные возможности, поскольку выходной сигнал первой ступени свидетельствует о сохранении .работоспособности контролируемого преобразова теля, а по выходному сигналу второй ступени можно автоматически запус- С, кать блоки защиты контролируемого преобразователя. 2 ил.
1 12496
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в для защиты вентильных. преобразователей от токовых перегрузок, возникающих из-за перераспределения тока по ггараллельно соединенным вентилям.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем
- введения двухступенчатой индикации неопасных и опасных перегрузок вен- 10 тилей преобразователя.
На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 — компаратор.
Устройство для контроля состояния
N параллельно соединенных вентилей
1 содержит датчик 2 полг1ого тока и и датчиков 3 тока вентилей 1, выходы которых подключены к входам блока 4 сравнения, состоящего из N компараторов 5. Каждый компаратор 5 построен 20 по схеме измерительного моста, два плеча которого образованы входом 6 блока 4 для датчика 2 полного тока и .входом 7 блока 4 для датчика 3 тока вентиля 1, а два других ключа образо- 25 ваны частями сопротивления потенциометра 8.
В диагональ измерительного моста, образованную общей точкой входов 6 и
7 блока 4 и средним выводом потек- щб циометра 8, включен конденсатор 9, зашунтированный двумя встречно-параллельно включенными диодами 10 и двумя встречно-параллельно включенными
LDH-цепочками 11 и 12, кащцая из ко 35 торых состоит из последовательно соединенных первичной обмотки дросселя
13, туннельного диода 14 и ограничительного резистора 15. Вторичные обмотки дросселей 13 LDR-цепочки 11 со- 4р единены параллельно и образуют выход
16 блока 4, а вторичные обмотки дросг селей 13 LDR-цепочки 12 соединены параллельно и образуют выход 17 бло ка 4. 45
Устройство работает следующим образом.
При,нормальной работе преобразователя (т.е. исправности всех вентилей 1) измерительные мосты всех ком- 5О параторов 5 балансируются потенциомет рами 8 таким образом, чтобы напряжение на диагоналях было равно нулю.
Тем самым все компараторы 5 подготавливаются к работе.
При отказе-одного или нескольких вентилей 1 (т.е. неисправности типа
"обрыв".) величина падения напряжения
41 2 на датчике 2 тока не изменяется вследствие неизменности значения полного тока. В то же время падение напряжения на датчиках 3 тока ветви, установленных в ветвях с исправными вентилями 1, увеличивается, а на датчиках 3 тока, установленных в цепях с отказавшими вентилями, становится равным нулю. При этом на диагоналях измерительных мостов компараторов 5 появляется напряжение, полярность и величина которого определяются характером и местом возникновения неисправности. Так, в частности, в компараторе 5, присоединенном к ветви, содержащей отказавший вентиль 1, на диагонали мостовой схемы появляется на- пряжение, равное падению напряжейия на датчике 2 полного тока, и имеющее полярность "минус" на движке потенци" ометра 8, "плюс"-на общем выводе датчиков 2 и 3 тока. В результате рабочая точка туннельного диода 1.4 цепочки 11 смещается на участок вольтамперной характеристики, обладающий отрицательным сопротивлением, и .в цепи 11 возникают автоколебания, по-. скольку она представляет собой по- . следовательный автогенератор. Переменное напряжение, появляющееся на выходной обмотке дросселя 13 цепочки 11 и на.-выходе 16 блока 4, является выходным сигналом компаратора
5 и свидетельствует об отказе вентиля. Выпрямительные диоды 10 ограничивают напряжение до уровня, безопасного для туннельных диодов 14 и обеспечивающего стабильную работу автогенераторов 11 и 12. Конденсатор
9 повышает помехоустойчивость компаратора 5.
Одновременно на диагоналях компаратора 5, установленных в sevaax с исправными вентилями, полярность напряжения противоположная, a его величина равна приращению напряжения на датчике 3 тока ветви. При этом, если отказ вентилей 1 не приводит к токовой нагрузке исправных венти-. лей, то указанное приращение незначительно, и его величины недостаточ.но для перевода рабочей точки дио- . дов 14 цепочки 12 на участки вольтамперной характеристики и возникно-. вения автоколебаний в цепи 12.
При отказе нескольких вентилей
1 в исправных вентилях возникает токовая перегрузка, которая может
Фиг. 2
Составитель В. Жмуров
Редактор Н. Тупица Техред М.Ходанич Корректор М. Демчик .
Тираж 612 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по.делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, .Раушская .наб., д. 4/5
Заказ 4336/56
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 1249 являться причиной выхода из строя всего преобразователя. В этом случае падение напряжения на датчиках 3 тока ветви значительно возрастает, и в цепочках 12 компараторов 5, присоединенных к ветвям с исправными вентилями, возникают автоколебания.
Переменное напряжение, снимаемое с вторичных обмоток дросселей 13 цепочек 12 компараторов 5, появляется 10 на выходе 17 блока 4, свидетельствуя о возникшей токовой перегрузке, и может использоваться для запуска защитных устройств защищаемого преобразователя. 15
Таким образом, обеспечивается контроль вентилей в две ступени.
При отказе одного или нескольких вентилей, без возникновения токовой перегрузки в исправных вентилях, 10 выходной сигнал снимается только с выхода 16 блока 4 сравнения. При возникновении перегрузки в цепях о исправными вентилями выходной сигнал устройства снимается с выхода 25
17 блока 4 сравнения. Такое постро ение устройства позволяет расширить
l его функциональные возможности, по скольку выходной сигнал первой ступени свидетельствует о сохранении раба-З0, тоспособности контролируемого преобразователя, а по выходному сигналу второй ступени можно автоматически
64) 4 запускать блоки защиты контролируемого преобразователя.
Формула изобретения
Устройство для контроля состояния
N параллельно соединенных вентилей, содержащее датчик полного тока и N датчиков тока вентилей, выходы которых подключены к входам блока сравнения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, блок сравнения вы-: полнен s виде И компараторов, каждый иэ которых включает измерительный мост, два плеча которого образованы входом блока сравнения для датчика полного тока и входом блока сравнения для датчика тока данного вентиля, а два других плеча — частями сопротивления потенциометра, в диагональ измерительного моста включен конденсатор, зашунтированный двумя встречно-параллельно включенными диодами и двумя встречна-параллельно включенными
LDR-цепочками, каждая Hs которых состоит из последовательно соединенных первичной обмотки дросселя, туннельного диода и ограничительного резистора, Ф причем вторичные обмотки др сселей
LDR-цепочек одного направления соединены параллельно и образуют выходы блока сравнения.