Предохранительный клапан
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
yg 4 F 16 К 17/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
13, К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
QR1 jWlp r --.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3515764/25-08 (22) 02.12.82 (46) 15.07.86. Бюл. № 26 (72) Э. И. Савин и А. А. Усик (53) 621.646(088.8) (56) Патент США № 3393699, кл. 137—
489, 1968.
Авторское свидетельство СССР № 122378, кл. F 16 К 35/02,,1959. (54) (57) 1. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН, в полости корпуса которого, сообщенной с входным и выходным каналами, размещен нагруженный регулируемой пружиной чувствительный элемент, соединенный штоком с коноидальным кулачком, расположенный под углом к штоку нагруженный пружиной запорный орган с хвостовиком, взаимодействующим с кулачком, и соединенный со штоком толкатель, установленный в сквозном отверстии корпуса, отличающийся тем, что, с целью расширения функ.80» 1244419 А1 циональных возможностей за счет обеспечения регулировки хода запорного органа, на штоке и чувствительном элементе выполнены ответные друг другу упоры, ограничивающие перемещение штока относительно чувствительного элемента, толкатель расположен со стороны кулачка, а точ ки поверхности кулачка в каждом поперечном сечении разноудалены от оси штока.
2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что чувствительный элемент выполнен в виде двух соосных поршней, больший из которых двуступенчатый с глухой осевой расточкой со стороны штока, а меньший размещен в осевой расточке большего поршня, причем полость корпуса между ступенями большего поршня и полость расточки над меньшим поршнем заполнены жидкостью, в большем поршне выполнен дроссельный канал, сообщающий заполненные жидкостью полости, а упор выполнен на меньшем поршне.
12444 фиг.2
Составитель М. Ермошина
Редактор Е. Конча Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 3798/39 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в пневматических системах в различных отраслях промышленности и транспорта для предохранения трубопроводов и емкостей от черезмерного повышения в них давления. 5
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет обеспечения регулировки хода запорного органа.
На фиг. l изображен клапан, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Предохранительный клапан содержит корпус 1. с входным 2, выходным 3 каналами и седлом 4 между ними. В корпусе размещены взаимодействующий с седлом 4 под действием пружины 5 запорный орган 6 с хвостовиком 7 и чувствительный элемент, 15 выполненный в виде двух соосных поршней 8 и 9, больший 8 из которых двуступенчатый с глухой осевой расточкой 10, а меньший 9 размещен в осевой расточке 10. Полость 11 корпуса, заключенная между ступенями большего поршня, и полость расточки 10 заполнены жидкостью и сообщены между собой дроссельным каналом 12, выполненным в двуступенчатом поршне. Причем разность площадей между ступенями поршня 8 больше площади поршня 9. Больший поршень нагружен регулируемой пружиной 13, а на меньшем поршне выполнен упор 14, ответный упору 15, установленному под углом к запорному органу 6 штока 16, для ограничения перемещения штока относительно чувствительного 30 элемента. Со штоком 16 соединен взаимодействующий с хвостовиком 7 запорного органа 6 коноидальный кулачок 17, точки поверхности которого в каждом поперечном сечении разноудалены от оси штока 16.
В сквозном отверстии 18 корпуса гер- 35 метично установлен толкатель 19, соединенный со штоком 16 со стороны кулачка 17.
На запорном органе 6 выполнена юбка 20, разобщающая заклапанную полость 21 от выходного канала 3, причем заклапанная полость 21 сообщена дроссельным каналом 40
22 с входной полостью 23 корпуса.
19
Клапан работает следующим образом.
При черезмерном повышении давления во входном канале 2 и соответственно полости 23 поршень 9 начинает перемещаться вверх, вытесняя жидкость из полости расточки 10 в полость 11 между ступенями поршня 8. При этом поршень 8 под действием давления жидкости в полости 11 перемещается вверх, сжимая пружину 13.
Поскольку разность площадей между ступенями поршня 8 больше площади поршня 9, перемещение поршня 8 меньше перемещения поршня 9 и соответственно меньше увеличение усилия пружины 13.
Поршень 9, поднимаясь под действием давления в полости 23, поднимает за упор 15 шток 16 и кулачок 17. При этом хвостовик 7 сначала скользит по цилиндрическому участку штока 16, не отрывая запорного органа 6 от седла 4, а потом переходит на кулачок 17. При этом хвостовик 7, скользя по поверхности кулачка 17, отрывает запорный орган 6 от седла 4. Через образовавшееся сечение между последними избыточное давление по каналу 3 сбрасывается в атмосферу (дренажную магистраль) . При восстановлении рабочего давления в предохраняемой системе поршни 8 и 9 под действием пружины 13 опускаются, шток 16 под действием давления в полости 23 также опускается, а запорный орган 6 садится на седло 4, разобщив входной 2 и выходной 3 каналы.
Для принудительного открытия предохранительного клапана шток 16 вручную через толкатель 19 перемещают вверх. При этом запорный орган 6 через хвостовик кулачком 17 отжимается от седла 4 и рабочая среда стравливается в канал 3. Изменение (регулировка) пропускной способности клапана обеспечивается поворотом вокруг продольной оси толкателя 19. При этом изменяется профиль поверхности кулачка, взаимодействующей с хвостовиком, и соответственно ход запорного органа.

