Резьбовая деталь
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1Я1 4 F 16 В 39 284
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР (21) 3332735/25-27 (22) 27.08.81 (46) 15.07.86. Бюл. № 26 (71) Ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (72) Л. М. Кордыш (53) 621.882.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 697753, кл. F 16 В 39/24, 1978.
Авторское свидетельство СССР № 726375, кл. F 16 В 36/284, 1977. (54) (57) РЕЗЬБОВАЯ ДЕТАЛЬ, содержащая два резьбовых кольца с соосными отверстиями, гладкими на одном кольце и резь бовыми на другом, оси которых параллельны оси детали, тонкостенные упруÄÄSUÄÄ 1244404 А1 гие элементы, соединяющие кольца с отверстиями, соосными с указанными, и регулировочные винты, установленные в соосных отверстиях, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, за счет повышения надежности и точности взаимного расположения закрепляемых элементов, она снабжена по меньшей мере, одним дополнительным упругим элементом и дополнительным резьбовым кольцом, соединенным посредством дополнительного упругоro элемента с одним из резьбовых колец, и отжимными регулировочными винтами, установленными между стяжными регулировочны— ми винтами в резьбовых отверстиях резьбового кольца с упором их опорных торцов в торец дополнительного резьбового кольца.
1244404
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах для закрепления подвижных и неподвижных элементов конструкций, а также в конструкциях с повышенными требованиями к точности положения закрепляемых элементов, например, в шпинделях и винтовых механизмах подачи металлорежущих станков.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет повышения надежности и точности взаимного положения закрепляемых элементов.
На фиг., 1 изображена резьбовая деталь; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — подшипниковый опорный узел, затянутый резьбовой деталью.
Резьбовая деталь состоит из жестких крайних резьбовых колец 1 и 2 и установленного между ними дополнительного жесткого резьбового кольца 3, которое соединено с кольцами 1 и 2 дополнительными тонкостенными упругими в осевом направлении элементами 4 и 5. Упругие элементы образованы с помощью наружных и внутренних проточек в резьбовой детали (фиг. 1). Эти элементы могут быть также образованы иным способом, например, с помощью параллельных поперечных радиальных прорезей, смещенных друг относительно друга по окружности резьбовой детали.
Рабочая внутренняя резьба резьбовой детали является единой для всех колец, т.е. деталь может быть навернута на единую резьбу на валу.
Параллельно оси детали по окружности в кольце 3 выполнены резьбовые отверстия 6, а в кольце 1 и в упругих элементах 4 и 5 — гладкие отверстия ? несколько большего диаметра, чем отверстия
6. Через шаг в отверстия 6 ввернуты регулировочные стяжные .винты 8 с опорной поверхностью на головке винта, контактирующей с торцом кольца 1, а отжимные регулировочные винты 9 с" опорными торцами на переднем конце винта проходят через отверстия 7 в упругом элементе 5 и контактируют опорным торцом с торцом кольца 2. л-1
l5
2
Аналогично может быть выполнена резьбовая деталь с наружной рабочей резьбой.
При необходимости более жесткого законтривания резьбовой детали на винта в ней может быть выполнено несколько дополнительных жестких колец, связанных с крайними кольцами и между собой упругими элементами и регулировочными винтами, причем отжимные регулировочные винты могут быть установлены только между промежуточным и тем крайним кольцом, наружный торец которого является рабочим, т.е. взаимодействует с каким-либо элементом затягиваемого кольца.
На фиг. 3 показан опорный узел вала 10 в сборе. Опора вала 10 состоит из подшипников 11 и 12, смонтированных в корпусе опоры 13. Наружные кольца подшипников стянуты крышкой 14, а внутренние затягиваются резьбовой деталью 15, наворачиваемой на резьбовую шейку 16 вала 10.
Затяжка опорного узла с помощью резьбовой детали 15 происходит следующим образом.
После сборки опоры в ее свободном (незатянутом) состоянии определяется радиальное биение заданной шейки вала !0 с учетом направления этого биения. Резьбовая деталь подводится путем наворачивания на резьбовую шейку вала 0 до получения небольшого зазора между передним торцом резьбовой детали и торцом внутреннего кольца подшипника 12, затем с помощью винтов 8 и 9 выбирается зазор в резьбовом соединении таким образом, чтобы сохранилась возможность окончательного довертывания резьбовой детали 15 с некоторым повышенным усилием, меньшим окончательного усилия затяжки. Далее производится окончательная затяжка резьбовой детали 15, после чего затягиваются регулировочные винты
8 и 9, причем при затяжке регулировочных винтов контролируется возврат (или сохранение) к первоначальному радиальному биению шейки вала, на которой контролировалось это биение. Такая затяжка опоры обеспечивает наиболее оптимальное расположение взаимодействующих поверхностей элементов опоры при надежной затяжке стыков. ггг г2 и гг
Фиг. с Фиг. Ю
Составитель В. Голов
Редактор Е. Копча Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 3798/39 Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород ул. Проектная, 4

