Многопоточная зубчатая передача ивачева л.м.
. 1, Многопоточная зубчатая передача , содержащая водило с осями, центральное многовенцовое колесо с внутренними зубьями, центральную многовенцовую шестерню с наружными зубьями и блоки, состоящие из подпружиненных в осевом направлений и взаимодействующих между собой посредством фрикционных муфт ведущих и ведомых сателлитов, зацепляющихся соответственно с центральными колесом и щестерней с наружными и внутренними зубьями, ведущие сателлиты установлены на осях водила посредством подшипников, о тл-нч ающ аяс я тем, что, с целью повьшения нагрузочной способности,и улучшения технологичности конструкции за счет удобства сборки блоков сателлитов и повьш1ения точности их регулировки, ведущие .сателлиты выполнены с тор- . цовыми кольцевыми выступами, на наружной поверхности которых с возможностью вращения установлены ведомые сателлиты, а в каждом блоке сате.ллиты подпружинены посредством по меньшей мере двух пружин, расположенных эксцентрично осям водила в Кольцевых выступах. 2. Передача по п. 1, отличающая с я тем, что ведущие и/или ведомые сателлиты вьшолнены в осевом направлении из двух частей с круговыми выемками с торцов, обращенных руг к другу. i (Л С ND 4;ib ю 9) Х :л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 У 16 Н 1/46, 1/48
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
KKCOW3R""
13 „
ИЬ)1ЙО А ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕРЬСТВУ (21) 3783341/25-28;. 3783340/25-28 (22) 24.08.84 (46) 07.07.86. Бюл. Р 25 (72) Л. М. Ивачев (53) 621.833.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 485262, кл. F 16 Н 3/00, 1970.
Авторское свидетельство СССР
1(- 219974, кл. F 16 Н 37/02, 1966. (54) МНОГОПОТОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ИВАЧЕБА Л.М. (57). 1; Многопоточная зубчатая передача, содержащая водило с осями, центральное многовенцовое колесо с внутренними зубьями, центральную многовенцовую шестерню с наружными зубьями и блоки, состоящие из подпружиненных в осевом направлении и взаимодействующих между собой посредством фрикционных муфт ведущих и ведомых сателлитов, зацепляющихся соответственно с центральными колесом и шестерней с наружными и внутренними зубьями, ведущие сателлиты установлены на осях водила посредством подшипников, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повьппения нагрузочной способности,и улучшения технологичности конструкции за счет удобства сборки блоков сателлитов и повьппения точности их регулировки, ведущие .сателлиты выполнены с тор-, цовыми кольцевыми выступами, на наружной поверхности которых с возможностью вращения установлены ведомые сателлиты, а в каждом блоке сателлиты подпружинены посредством по меньшей мере двух пружин, расположенных эксцентрично осям водила в кольцевых выступах.
2. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что ведущие и/или ведомые сателлиты выполнены в осевом направлении из двух частей с круговыми выемками с торцов, обращенных ,друг к другу.
1242665
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано н силовых приводах, требующих предохранения от перегрузок.
Цель изобретения — повышение нагруэочной способности, улучшение технологичности конструкции за счет удобства сборки блоков сателлитов и повышение точности их регулировки вне передачи.
1!а фиг. 1 показана многопоточная зубчатая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вариант выполнения. е
Передача содержит центральную многовенцовую шестерню 1 с наружными зубьями, соединенную с входным, валом 2, центральное многавепцовое колесо 3 с внутренними зубьями, сателлитные блоки 4 и несущее их водило 5, соединенное с выходным налом 6, установленным на подшипниках 7 и 8 в корпусе 9..Сателг|итные блоки 4 состоят из набора чередующихся ведущих 12 и недомых 13 зубчатых сателлитов, контактирующих между собой по торцам посредством дисковых фрикционных муфт 14 и сжатых в .осеном направлении тарированными пружинами 15. Ведущие сателлиты 12 зацепля!отся с наружными зубчатыми венцами центральной шестерни 1, а ведомые сателлиты 13 с внутренними зубчатьп ни в енцамн центрального колеса 3,.
Ведущие сателлиты 12 выполнены с торцовыми кольцевыми выступами 16 и установлены на оси 17 с помощью подшипников 18. Ведомые сателлиты 13 установлены с возможностью вращения посредством подшипников 19, расположенных на наружных цилиндрических поверхностях выступов 16 ведущих са-.еллитов 12. Оси 17 неподн|нкно закреплены на водиле 5. Сателлиты 12 и 13 имеют возможность осевого перемещения.
Пружины 15 установлены в ведущих сателлитах 12 на концах шпилек 20 и расположены эксцентрично осям 17 по окружности в зоне кольцевых ныступов 16 ведущих сателлитон 12 между подшипниками 18 и 19. Такое располо;кение нажимных устройств (пружины !5 со шпильками 20) позволяет увеличить !!х количество до двух и (ролее. Усилия пружины регулируются гайками 21. Для смягчения характеристики нажимных устройств пружины 22 (фиг. 2) уста— новлены н цилиндрические гильзы 23!
Зг
45 с внутренними н наружными буртиками по концам. В качестве нажимных пру- жин могут быть использованы тарель- . чатые, цилиндрические и другие типы пружин.
Ведущие сателлиты 12 выполнены в осевом направлении из двух частей с круговыми выемками 24 с торцов, обращенными друг другу. Такое ныполне— ние способствует равномерному распределению нагрузки по ширине зубчатых венцов и уменьшению массы.
Передача работает следующим образом.
Вращение и крутящий момент от нала 2 и многавенцовой шестерни 1 передается ведущим сателлитам 13 блоков 4, через фрикционные диски муфт 14 — недомьп сателлитам 13, которые обкатываясь вокруг венцов колеса 3, обеспе- чиьают вращение валу 5 и соединенному с ним валу 6. Передача мощности от многоненцовай шестерни 1 к валу 5 осуществляется параллельно сначала (при трех сателлитных блоках, показан только один блок) двенадцать!о потоками через ведущие сателлиты 12 затем шестью потоками — через ведомые сателлиты 13.
Если действующий. крутящий момент сопротивления нращен1по машины превышает суммарный крутящий момент трения между нецущими 12 и ведомыми 13 сателлитами, контактирующими между . собой через муфты 14, то осуществляется последовательный поворот на величину боковых эазорон в зубчатых зацепленiMx сначала одного потока, затем второго и.последующих потоков, пока нсе потоки передачи мощности одновременно не вступят н работу> и только при достижении допустимого предельного крутящего момента прои- зайдет.проскальзывание всех потоков передачи мощности. Таким образом, вся передача предохраняется от поломок при черезмерных перегрузках °
Передача реверсивная, может быть обратимой и необратимой, а также может быть нь|полнена как плакетарной (фиг. 1 и 2), так и простой, когда выходной нал 6 и связанное с ним водило 5 остановлены, а вращается корпус 9. Для увеличения или уменьшения передаточиого числа диаметры ведущих 12 и ведомых 13 сателлитов могут быть выполнены разными по величине °!
242665
1242бб5
ill. Г
Составитель А, Ступаков
Редактор Г. Волкова Техред П.Олейник Корректор М. Шароши
Заказ 3684/34 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород. ул. Проектная, 4



