Устройство для контроля регулировки сиденья транспортного средства по массе оператора
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1240651 (50 4 В 60 N 1/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЫВ"1»»" <""-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3708973/27-11 (22) 06.03.84 (46) 30.06.86. Бюл. и 24 (71) Одесский филиал Научно-производственного. объединения по тракторостроению (72) C.Ì.Êèðååâ (53) 629.113,042.2(088.8) (56) Трактор Т-150К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации
151.00;000. ТО Харьков, Прапор, 1983. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕГУЛИРОВКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО МАССЕ ОПЕРАТОРА, содержащее механизм нагружения сиденья и ее измеритель, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности и точности регулировки, механизм нагружения состоит из гидроцилиндра, жестко закрепленного на полу кабины, и опорного диска под датчик давления, установленный на сиденьи, причем на корпусе гидроцилиндра смонтированы реохорд и линейка с подвижными указателями, а на штоке подвижный контакт реохорда и кронштейн крепления датчика давления, при этом гидроцилиндр подключен к гидросистеме транспортного средства при помощи дросселей-замедлителей и электрогидрораспределителя, соленоиды которого связаны с выключателями, а электроцепи последних, датчика давления и реохорда подключены к источнику тока, при этом реохорд и датчик давления при помощи усилителя подключены к двухкоординатному регистратору и измерительным приборам.
1240651
5 .
l5
Изобретение относится к устройст- вам сидений транспортных средств, их регулировок и обслуживания и может найти применение при контроле качества при изготовлении, техническом обслуживании и испытаниях сидений транспортных средств, преимущественно тракторов, Цель изобретения — повышение производительности и точности регулировок сидений транспортных средств по массе оператора.
На чертеже изображена схема устройства для контроля регулировки сиденья транспортного средства по массе оператора.
На полу 1 кабины посредством крепления 2 жестко установлен гидроцилиндр ", ча корпусе которого смонти рованы реохорд 4 и линейка 5 с подвижными указателями 6, На штоке гидроцилиндра 3 установлен подвижный контакт 7 реохорда 4 и кронштейн 8 с датчиком 9 давления, На подушке 10 сиденья. 11 установлен опорный диск
l2. Сиденье имеет пружину 13 амортизатор 14, резиновые ограничители 15 и механизм 16 регулировки жесткости пружины. Гидромагистрали гидроцилиндра 3 подключены к гидросистеме машины, имеющей бак 1,7, гидронасос
18 и предохранительный клапан 19, посредством дросселей-замедлителей
20 и 21 и электрогидрораспределителя
22 с соленоидами 23 и 24, управляемыми выключателями 25 и 26 соответственно. Электроцепи управления и измерения питаются от источника 27 тока и соединяют датчик 9 давления и реохорд 4 посредством усилителя 28 с двухкоординатным регистратором 29 и измерительнъ1ми приборами давления
30 и перемещения 31. Регистратор 29 снабжен лентопротяжным механизмом 32, который соединен с цепью датчика 9 давления, и горизонтальным самописцем 33 с пером 34, вычерчивающим статическую характеристику 35 сиденья.
Устройство работает следующим образом.
Гидроцилиндр 3 с закрепленными на нем реохордом 4, линейкой 5, контактом 7 и датчиком 9 давления крепится к полу 1 кабины перед сиденьем 11, например, посредством устройств крепления 2, имеющих односторонний доступ. Гидроцилиндр 3 через устройство управления, включающее дроссели-за30
55 медлители 20 и 21, регулирующие расход рабочей жидкости, поступающей в поршневую и штоковую полости гидроцилиндра 3, и электрогидрораспределитель 22, подключается к гидросистеме машины, например к магистрали выносного гидроцилиндра гидрораспределителя трактора. Датчик 9 давления и реохорд 4 соединяются с усилителем
28, источником 27 тока, регистратором 29 и измерительными приборами
30 и 31, а соленоиды 23 и 24 управления гидрораспределителя — с блоком выключателей 25 и 26. На сиденье устанавливается опорный диск 12. Пружина 13 устанавливается в среднее положение, Для этого определяется количество оборотов винта механизма 16 при перемещении пружины 13 в крайние предельные положения и от крайнего положения отсчитывается половинное количество оборотов. Рассчитывается максимальная нагрузка
F «ñ = m + 2 0,71 m, где m„масса подрессоренной части сиденья, кг;
m — масса оператора, кг.
Дроссели-замедлители 20 и 21 уста навливаются на заданный темп перемещения штока гидроцилиндра 3, Установ. ка двух дросселей-замедлителей 20 и
21 на обеих магистралях гидроцилиндра 3 способствует практически мгновенной остановке штока гидроцилиндра при снятии нагрузки и быстрому запиранив магистралей при запирании электрогидрораспределителя 22. Трение жидкости в дросселях-эамедлителях способствует также гашению инерционной энергии поршня и жидкости в гидросистеме .устройства, воспринимаемой стенками трубопроводов и шлангов.
Включается контакт выключателя 26, срабатывает соленоид 24, и рабочая жидкость от насоса посредством электрогидрораспределителя 22 поступает через дроссель-замедлитель 20 в гидроцилиндр 3. П1ток втягивается, датчик 9 соприкасается с опорным диском
12, и на приборе 30 начинает отклоняться стрелка. В этом положении контакт выключателя 26 выключается, шток гидроцилиндра 3 фиксируется, на линейке 5 подвижный указатель 6 устанавливается на начало отсчета, показания приборов 30 и 31 устанавли1240651 ваются на нуль, и включается регистратор 29.
Включается контакт выключателя
26 и происходит нагружение сиденья
11 до нагрузки F < . которая контролируется по прибору 30, одновременно регистратор 29 прописывает верхнюю ветвь статической характеристики. При достижении нагрузки F «, контакт выключателя 26 выключается.
В этом положении на линейке 5 нижний подвижный указатель устанавливается на точку конца отсчета. Полный ход
Sy сиденья при. нагрузке F„„„„ сверяют по линейке 5 и прибору 31. Показания должны совпадать. В случае несовпадения показаний устраняют неисправность прибора или реохорда. Включается контакт выключателя 25, который включает соленоид 23, и рабочая жидкость, пройдя через электрогидрораспределитель 22 и дроссель-замедлитель 21 поднимает шток гидроцилиндра 3. Происходит разгрузка сиденья, и на регистраторе 29 прописывается нижняя ветвь статической характеристики.
При выходе показаний приборов 30 и
31 на нуль и при отрыве датчика 9 от опорного диска 12 контакт выклю-. чателя 25 выключается.
По виду статической характеристики оценивается качество регулировки сиденья транспортного средства по массе оператора. На графике определяется линейная зона характеристики и определяется ее центр О. Еслицентр
0 линейной зоны лежит справа от линии 1/2 S,, то пружину 13 необходимо ослабить вращением винта механизма
16, если слева, то пружину 13 необходимо поджать. После регулировки повторяют операции по снятию статичес,кой характеристики, пока центр 0 не совпадет с вертикальной линией, соот— ветствующей половине полного хода
S сиденья. В этом случае статическая характеристика сиденья симметрична, регулировка сиденья по массе оператора выполнена точно и винт механизма 16 фиксируют.
При контроле качества вновь изготовленных сидений статические характеристики определяются для крайних регулировок по массам операторов 60 и 120 кг. После выполнения операций по получению симметричных характеристик, соответствующих укаэанным массам, определяются значения F F и S и рассчитывают собственные частоты колебаний подвески сиденья по формуле
f
27
FR где С = - - †-- — жесткость подвески.
0,3 So
20 При f > 1,5 Гц сиденье бракуется.
В заводских условиях, когда единовременная выборка проверяемой партии сидений достигает пяти и более штук, а контроль ведется часто, нет необходимости в постоянном свертывании и развертывании устройства. Проще устройство установить стационарно, а не менять контролируемые сиденья.
При этом резко возрастает произво30 дительность труда.
При эксплуатации машин, когда за машиной закреплен один водитель или когда массы закрепленных водителей мало разнятся между собой, достаточно 1-2-разовой регулировки сиденья машины в год.
Такая необходимость определяется
40 износом элементов сиденья и нарушением регулировки. В случае замены водителя другим, масса которого значительно отличается от массы предыдущего, регулировка сиденья по массе необходима, так как от нее зависит
45 у томля емо с ть в одите ля и лр он зв одительность его труда.
1240651
Составитель П,Шеко
Техред N.Õoäàíè÷
Корректор 0,Луговая:
Редактор Н.111выдкая
Заказ 3444/15
Тираж б47 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раутская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие., r. Ужгород, ул, Проектная, 4



