Машина для устройства траншей
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 Е 02 F 5/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !:
Н АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3805911/29-03 (22) 29,10.84 (46) 07.05.86. Бюл. Ф 17 (71) Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) П.П,Супрун и А.В. Гречко (53) 621.879 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 927951, кл. Е 21 В 7/24, 1980.
Авторское свидетельство СССР
У 1162913, кл. Е 02 F 5/02, 1984. (54)(57) 1.МАШИНАДЛЯ УСТРОЙСТВА ТРАНШЕЙ, включающая раму, шарнирно соединенную с рукоятью, двигатель с редуктором, полиспастную систему с лебедкой, керноотборник с заслонкой, рычаг с молотом и порогом, шарнирно связанный с рукоятью, и механизм поступательного перемещения, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, механизм поступательного перемещения выполнен в виде катков с осью, двух стоек с упорами, жестко закрепленных на рукояти, двух приводных тросов и двух возвратных тросов, а катки имеют свободно установленные на одной оси с ними барабаны с подпружиненными собачками, при этом одни концы приводных тросов закреплены на барабанах, а другие имеют хвостовики и посредством пружин связаны с верхними частями стоек, при этом концы возвратных тросов закреплены на барабанах, а другие посредством пружин связаны с рамой, причем на концах оси катков жестко установлены храповые колеса.
2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что порог рычага выполнен в виде П-образной рамы и закреплен на.рычаге шарнирно с возможностью поворота в вертикальной плоскости посредством рычажного механизма
3. Машина по п,1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что лебедка установлена на рукояти и связана с выходным валом редуктора при помощи цепной передачи.
Ф 1229278 2
Изобретение относится к механиза-, ции земляных работ при отрывке траншей под коммуникации энергоснабжения и связи, .при прокладке трасс в лесопарковых зонах и через дороги с бетонным и асфальтобетонным покрытиями.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг.1 показана машина для устройства траншей; на фиг.2 — сечение
А-А на фиг,1.
Машина содержит раму 1 с колонКоН 2 у рукоять 3, шарнирно укреплен ную на колонке 2, керноотборник установленный на рукояти 3 в задней части по ходу движения с воэможностью перемещения в вертикальной плоскости относительно рукояти 3 в пределах расстояния между буртиками 5, которые жестко закреплены на керноотборнике 4, в передней, задней и боковых стенках которого выполнены отверстия 6, а в верхней части в проеме 7 установлен отражатель грунта (не показан), молот 8, жестко укрепленный на рычаге 9, который шарнирно закреплен на колонке 2, порог 10,, выполненный в виде П-образной рамы, установленный на. рычаге 9 с помощью шарнира 11 и связанный с ним пружиной 12; рычажный механизм 13, связывающий о порог 10 с рычагом 9. Керноотборник - представляет собой полый ствол прямоугольного сечения, имеющий криволинейную форму, причем его передняя и задняя стенки выполнены в виде дуг окружностей с центром в точке шарнирного крепления рычага с рукоятью.
Машина также содержит пружинный амортизатор 14, корпус которого жестко закреплен на рукояти 3; двигатель
15 редуктор 16, на выходном валу которого жестко укреплены диски 17 с роликовыми пальцами 18; механизм перемещения рукояти — полиспастную систему, состоящую из блоков 19„ установленных на переднем по ходу движения конце рукояти 3, блоков 20, установленных на переднем конце ра- . мы 1, свободный конец троса которого закреплен на барабане лебедки 21, снабженной муфтой включения (не показана), и цепной передачи . 22; механизм зачистки дна траншеи., состоящий из стойки 23 с направляющими 24 и блоком 25, жесткозакрепленным на раме 1, заслонки 26, рабочая поверхность которой имеет форму криволи5
1О
ЗО
Q 8)
Щ
50 нейного ножа с радиусом кривизны, равным радиусу задней стенки ствола керноотборника 4, и жестко соединенной с помощью боковин 27 с рамкой 28, установленной с возможностью перемещения в вертикальной плоскости в направляющих 24, ручной лебедки 29 с тросом 30, один конец которого закреплен в верхней части рамки 28 и пальца 31, фиксирующего рамку 28 на раме 1; механизма поступательного перемещения, состоящего из двух катков 32, установленных на раме 1 с помощью оси 33 в подшипниках 34, двух двухсекционных барабанов 35, свободно установленных на оси 33 и снабженных подпружиненными собачками 36, двух храповых колес 37,жесткозакрепленных на оси 33, двух стоек 38 с упорами 39, жесткозакрепленных на рукояти 3, двух приводных тросов 40, одни концы коI орых закреплены на внутренних секциях барабанов 35, а другие снабжены хвостовиками 41 и с помощью пружин 42 соединены со стойками 38; двух возвратных тросов 43, одни концы которых закреплены на наружньгх секциях барабанов 35, а другие через пружины 44 закреплены на раме 1, и поворотных катков 45, yc" àíotçëåHíûõ в передней части рамы 1 с во.>можностью поворота в горизонтальной плоскости с помощью румпеля 46.
Машина работает следующим образом.
На место работы машина доставляется на трайлере и с помощью крана устанавливается на оси будущей траншеи, При этом заслонка 26 находится в транспортном положении, т.е. поднята на уровень низа рамы 1. Керноотборник 4 также поднят и зафиксирован в верхнем крайнем положении (фиксатор не показан).
1(ерноотборник 4 освобождается от фиксатора и опускается на поверхность грунта, после чего в работу включается двигатель 15.
При вращении дисков 17 очередная пара роликовых пальцев 18 подходит под порог 10 и поднимает рычаг 9 вместе с молотом 8 до тех пор, пока роликовые пальцы 18 не выйдут иэ-под порога 10, после чего молот 8 свободно падает по дуге окружности с центром по оси общего шарнирного крепления рукояти 3 и рычага 9 на колонке 2 и передает энергию удара керноотборнику 4. Таким образом, кер1229278 ноотборник 4 забивается в грунт до тех пор, пока под действием пружинных амортизаторов 14 керноотборник не станет извлекаться (на величину рабочего хода пружин амортизатора) из грунта, что соответствует достижению требуемой глубины траншеи,Затем с помощью рычажного механизма 13 порог 10 поворачивается на оси шарнира 11 в нейтральное положение, при котором его взаимодействие с роликовыми пальцами 18 прекращается, а лебедка 21 с помощью муфты включения включается. В.результате керноотборник 4 за счет срабатывания полиспастной системы поднимается вместе с керном грунта на поверхность земли.
С момента, когда хвостовики 41 приводных тросов 40 входят в соприкосновение с упорами 39, при дальнейшем подъеме рукояти 3 происходит перекатывание машины на очередную позицию за счет вращения катков 32 с помощью тросов 40, барабанов 35 с
=обачками 36 и храповых колес 37.
Машина останавливается при совмещении задней нижней кромки керноотборника 4 с передней кромкой выработки.
После этого на образовавшуюся выработку с помощью лебедки 29 опускается заслонка 26 до упора в дно выработки и в этом положении фиксируется на раме 1 с помощью пальца 3!.
Включением двигателя 15 на обратное вращение керноотборник 4 из крайнего верхнего положения опускается на поверхность земли. Затем при выключенном двигателе 15 лебедка 21 с помощью муфты отключается, а порог 10 с помощью рычажного механизма 13 и пружины 12 возвращается иэ нейтрального в рабочее положение.
Барабаны 35 в исходное положение устанавливаются с помощью возвратных тросов 43 и пружин 44.
Снова включается в работу молот 8.
Начиная со второй позиции и до конца проходки заслонка 26 остается фиксированной на раме 1, выполняя как планировку дна траншеи, так и направляя откалываемый от массива грунт в керноотборник 4. По мере погружения керноотборника в массив грунтовый керн поднимается внутри него вверх и
2О выходит через проем 7 на обочину траншеи.
При необходимости очистить керноотборник от грунта последний удаляется через нижний раструб с помощью ломика, которым работают как рычагом, внедряя его в грунтовый керн через отверстия 6 в стенках керноотборника.
Поворачивание машины в плане на требуемый угол осуществляется при поднятом и зафиксированном в верхнем крайнем положении керноотборнике вручную с помощью лома, работая им как рычагом, развернув в соответствующую сторону поворотные катки 45 с помощью румпеля 46.
1229278
Составитель Г,Новикова
Техред И.Верес Корректор А.Тяско
Редактор Г.Гербер
Закаэ 2424/25 Тираж 641 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4



