Объемная логическая головоломка
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (11) (б11 4 А 63 F 9/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3664610/28-12 (22) 22.11.83 (46) 30.04.86. Бюл. ¹ 16 (72) И.Л.Гольдман (53) 685.583 (088.8) (56) Патент США № 4377286, кл, A„ F 9/08, 22.03.83.
Ю
ЬР
° с)
Ю
hD Сй
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54) (57) ОБЪЕМНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА, содержащая опору, образованные рассечением фигуры головоломки по меньшей мере тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, параллельными плоскостям симметрии фигуры, и установленные с возможностью перемещения игровые элементы, контактирующие между собой внутренними гранями, каждый из которык состоит из основы и оболочки, а один из которых жестко соединен с опорой, и соединительные элементы для связи между собой смежных игровых элементов, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения занимательности, основы смежных игровых элементов в зоне контактирования выполнены с открытыми навстречу один другому пазами, образующими каналы в плоскостях рассечения фигуры головоломки для размещения соединительнык элементов с образованием направляющих для переме щения игровых элементов.
1227223
"J0 !
20
35
Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам и способствует развитию у играющих логического мышления и пространственного воображения.
Цель изобретения — повышение занимательности головоломки, развитие логического мышпения и пространственного воображения у играющих.
Иа фиг. 1 изображен пример объемной головоломки, выполненной в виде шара, общий вид; фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, с разрезами; на фиг. 4 — то же, вид сверху с разрезами; на фиг. 5 — пример поворота игровых элементов третьего пояса шара вокруг оси Z; на фиг. 6— то же, с разрезом; на фиг, 7 — пример поворота игровых элементов левай по,повины шара вокруг оси Х; на фиг. 8 то же, с разрезом; на фиг. 9 — пример поворота игровых элементов 4-го пояса шара вокруг оси 2, с разрезом; на фиг. 10 — игровые элементы первого (седьмого), второго (шестого), третьего (пятого) и четвертого поясов головоломки; на фиг. 11 — объемная головоломка без оболочки, общий вид; на фиг. 12 — то же, вид сверху; на фиг. 13 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 14 — опора, общий вид; на фиг. 15 — часть развертки сферической поверхности; на фиг. 16 — то же, вйд слева; на фиг. 17 — разрез Б-Б на фиг. 15; на фиг. 18 — разрез В-В на фиг. 15; на фиг. 19 — пример малой объемной логической головоломки, выполненной в виде шара, общий вид; на фиг. 20 — то же, вид сверху; на фиг. 21 — пример поворота верхней половины шара вокруг оси Z; на фиг. 22 — пример поворота левай половины шара вокруг оси Х; на фиг. 23малая объемная логическая головоломка без оболочки, общий вид; на фиг. 24 — то же, вид сверху; на фиг. 25 — разрез Г-Г на фиг. 20; на фиг. 26 — опора малой объемной логической головоломки, общий вид; на фиг. 27 — варианты оболочки игрового элемента малой объемной логической головоломки.
Объемная логическая гоповоломка выполнена в виде шара и содержит опору, игровые элементы и соединительные элементы. Каждый игровой элемент первого (седьмого), второго (шестого), третьего (пятого) и четвертого поясов состоит соответственно из оболочек 1 — 4 и жестко соединенной с ней соответствующей основы 5 — 8.
Соединительные элементы 9 — 12 предназначены для соединения между собой игровых элементов первого (седьмого), второго (шестого), третьего (пятого) и четвертого поясов соответственно. Соединительные элементы 13 — 15, расположенные между первым и вторым (седьмым и шестым), вторым и третьим (шестым и пятым), третьим и четвертым (пятым и четвертым) поясами, предназначены для соединения игровых элементов соответствующих поясов. Все соединительные элементы размещены в пазах 16 внутри игровых элементов. Соединительные элементы 13 — 15 имеют углубления 17 под соответствующие выступы 18 оболочек 1 — 3. Ось 19, жестко соединенная через центр 20 и стержень 21 с основной 8, образует опору.
Для малой объемной логической головоломки все соединительные элементы 22 одинаковы, а один соединитель-. ный элемент 2? имеет углубление 17 под выступ 18 одной оболочки 23.
Этот соединительный элемент 22 расположен в пазу 16 основы 24, жестко соединенной через стержень 25 и центр
26 с осью 27, образующей опору. Такая постановка одного соединительного элемента 22 с углублением 17 исключает смещение остальных соедини— тельных элементов 22 в процессе поворота игровых элементов вокруг оси Z. Малая объемная логическая головоломка имеет четыре круглых осевых соединительных элемента 28. Наличие соединительных элементов 28 объясняется четным числом поясов головоломки. Оболочки 23 одинаковы, кроме одной, имеющей выступ 18 для углубления 17 соединительного элемента 22. Одинаковы и основы 24, кроме основы 24,жестко соединенной с опорой.
Конструкция малой объемной логической головоломки позволяет поворачивать ее половины вокруг осей Х,У, о и Z на угол, кратный 90 . Головоломка может быть выполнена в виде малого шара или в виде малого куба. Форма головоломки зависит только от формы обоЛочки 23.
В предлагаемой логической головоломке (фиг.l) количество шаровых cer1227223
30
При повороте вокруг оси Z 4-го пояса одновременно с группой игровых элементов этого пояса вращаются детали 19, 20 и 21, образующие опору, и соединительные элементы 12, располо35 женные в пазах 16 игровых элементов.
Соединительные элементы 15, связанные с игровыми элементами 3-ro и 5-го б) поясов посредством углублений 17 и выступов 18, остаются неподвижными, 40 проскальзывая по пазам 16 игровых элементов 4-ro пояса.
При повороте произвольно выбран— ной половины игровых элементов вок-руг любой из осей Y,,P, X H H g о 45 на 180, например левой половины шара вокруг оси Х, в зависимости от расположения основы 8, связанной с деталями 19, 20 и 21, одновременно вокруг оси Х будет вращаться полови50 на соединительных элементов 13 — 15 и три группы соединительных элементов 9 — 12, а пять групп соединительных элементов 9 — 12 будут фиксированы осью 19 опоры, так как ось
19 через центр 20 и стержень 21 жест55 ко связана с основой 8, расположенментов должно быть четным, а именно
2, 4, 6 и 8. Количество поясов может быть неограниченном, а наиболее целесообразно 7 — 8 поясов. В случае чет— ного количества поясов в головоломке должны быть примененьг соединительные элементы 28, общие для сегментной и поясной групп.
Ю
Оболочки 1 — 4 могут быть пронумерованы или окрашены по поясам или 10 сегментам в разные цвета. Можно нанести на поверхность оболочек один узор, увеличив занимательность головоломки.
Принцип игры заключается в следующем.
При повороте вокруг оси Z любого произвольно выбранного пояса, например 3-ro сверху, одновременно с группой игровых элементов этого пояса, образованных оболочками 3 и основами 7, вращаются вокруг оси Zz, перемещаясь по пазам 16, соединительные элементы 11 и 15. При таком вращении все остальные элементы головоломки будут неподвижны. Вращение пояса производится на любой угол до совмещения сегментных границ оболочек 3 с сегментными границами оболочек 2 и 4. ной на правой (неподвижной в данном случае) половине шара.
После поворота игровых элементов наугад несколько раз все цвета или узор перепутаются. Путем логических рассужцений и поворотов игровых элементов головоломки вокруг осей Х, Y
P, g и 2 необходимо упорядочить хаотическое расположение цветов, или перевести их в наперед заданное, или восстановить первоначальный узор.
Принцип малой объемной головоломки такой же. При повороте вокруг оси
Z верхней половины шара одновременно с группой игровых элементов этой половины вращаются вокруг оси соединительные элементы 22, принадлежащие верхней половине шара, четыре соединительных элемента 28, ось 27, центр
26 и стержень 25. Вращение вокруг оси Z производится на любой угол, о кратный 90
При повороте вокруг оси Х левой половины шара одновременно с группой игровых элементов этой половины вращаются вокруг оси Х соединительные элементы 22, а также соединительный элемент 28, принадлежащие левой половине шара. Остальные соединительные элементы 22 и 28 будут,фиксирова- ны осью 27 опоры, так как ось 27 через центр 26 и стержень 25 жестко связана с основой 24, расположенной на правой (неподвижной в данном случае) половине шара. Вращение вокруг
4 оси производится на любой угол, о кратный 90
После поворотов игровых элементов шара наугад все цвета перепутываются. Путем логических рассуждений и поворотов игровых элементов вокруг осей Х, У и Z необходимо восстановить первоначальное расположение цветов.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить занимательность объемной логической головоломки, способствует развитию логического мышления и пространственного воображения у играющих. Кроме того, позволяет разнооб-. разить форму головоломки, изменив форму оболочек 1 — 4. Так, например, вместо шара головоломка может иметь форму эллипсоида вращения, гиперболоида вращения, цилиндра, ступенчатого цилиндра и тому подобных фигур.
Такое многообразие форм также повышает занимательность головоломки.
l227223
l227223
22 "23 1 Ф
И, l (Рог, fz
Й /;
--с (1) ф (, g
1227223
1227273
1227223
Г-Г
1227? 23
Составитель И. Гольдман
Редактор И.Сегляник Текред Л.Олейник
Корректор О.Луговая
Закаэ 2237/5
Тираж 406
Р11ИИ11И Государственного комитета СССР по делам нзобрегений и открытий
113035, Москва, Б-35, Раушская наб., д.4/5
Подписное
Проиэводстве чо-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4









