Двухдвигательный электропривод переменного тока
Изобретение относится к двухдвигательным электроприводам переменного тока (ДЭПТ) для механизмов с вентиляторным моментом нагрузки, требующих плавного пуска и регулирования скорости. Цель изобретения - повышение КПД и увеличение диапазона регулирования скорости. ДЗПТ содержит асинхронные электродвигатели (АЭ) 1,2 с фазным ротором, валы которых соединены между собой, и трехфазный регулятор напряжения (ТРН) 6 с тремя входными и тремя выходными зажимами. Роторные обмотки АЭ 1,2 соединены пофазно через резисторы 3-5. Начала статорных обмоток АЭ 1 соединены с входом ТРН 6, с фазами статорных обмоток АЭ 2 смежных фаз. Концы статорных обмоток АЭ 1 соединены с началами статорных обмоток АЭ 2 одноименных фаз и с выходом ТРН 6. Введение ТРН 6 и соответствующее его подключение к статорным обмоткам АЭ 1 и 2 обеспечивают изменение момента ДЭПТ в функции напряжения и фазового угла сдвига между ними без ухудшения гармонического состава фазных токов и напряжений . Это позволяет увеличить диапазон регулирования скорости и КПД. 1 ил. i ел to ьо О) ОГ)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
601 А (19) (11) (5!) 4 Н 02 P 7/74
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
) р,-, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / ."
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ А." "7@) Е„-,„
h () с (21) 3738076/24-07 (22) 23.03.84 (46) 23.04.86. Бюл. R 15 (72) А.П.Инешин (53) 621.313.323(088.8) (56) Чиликин М.Г. и др. Основы автоматизированного электронривода. М.:
Энергия, 1974, с. 280-291.
Соколов N.М. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов. М.: Энергия, 1976, с. 413416, рис, 6-22. (54) ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к двухдвигательным электроприводам переменного тока (ДЭПТ) для механизмов с вентиляторным моментом нагрузки, требующих плавного пуска и регулирования скорости. Цель изобретения — повыше- ние КПД и увеличение диапазона регулирования скорости. ДЭПТ содержит асинхронные электродвигатели (АЭ) 1,2 с фазным ротором, валы которых соединены между собой, и трехфазный регулятор напряжения (ТРН) 6 с тремя входными и тремя выходными зажимами. Роторные обмотки АЭ 1,2 соединены пофазно через резисторы 3-5. Начала статорных обмоток АЭ 1 соединены с входом ТРН 6, с фазами статорных обмоток АЭ 2 смежных фаз. Концы статорных обмоток АЭ 1 соединены с началами статорных обмоток АЭ 2 одноименных фаз и с выходом TPH 6. Введение TPH 6 и соответствующее его подключение к статорным обмоткам АЭ 1 и 2 обеспечивают изменение момента ДЭПТ в функции напряжения и фазового угла сдвига между ними без ухудшения гармонического состава фазных токов и напряжений. Это позволяет увеличить диапазон регулирования скорости и КПД.
1 ил, 1226601
1О
",g
K Ã" .з э
4Л .д5
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода насосов, вентиляторов и компрессоров, т, е. для механизмов с вентиляторным моментом нагрузки, требующих плавного пуска и регулирования скорости.
Цель изобретения — повышение КПД и увеличение диапазона регулирования скорости, На чертеже представлена электрическая принципиальная схема электропривада, Двухдвигательный электропривод переменного тока содержит два асинхронных электродвигателя 1 и 2 с фаэ— ным ротором, валы которого соединены между собой, три резистора 3-5, трех. фазный регулятор 6 напряжения < тремя входными и тремя выходными зажимами, роторные обмотки асинхронных электродвигателей 1 и 2 соецинены пофазно через резисторы 3-5. входные зажимь| трехфазного регулятора 6 на„:-. ряжения предназначены для подключе-ния фаз питающей сети, начало первой фазной статорной обмотки первого асинхронного электродвигателя 1 со-единено с концом третьей фазной стеторной обмотки второго асинхронного электродвигателя 2 и подключена первому входному зажиму трехфазного регулятора 6 напряжения, начало вто-рой фаэной статорной обмотки первого асинхронного электродвигателя соединено с концом первой фазной ста-торной обмотки второго асинхронного электродвигателя 2 и подключена к второму входному зажиму трехфазного регулятора 6 напряжения, начало тре.тьей фазной статорнай обмотки перва-: го асинхронного электродвигателя сов единено с концом второй фазной ста-торной обмотки второго асинхронного электродвигателя 2 и подключено к третьему входному залому трехфазного регулятора 6 напряжения, концы второй, третьей и первой фазных статорных обмоток первого асинхронного электродвигателя 1 соединены с на-чалами одноименных фазных статорных обмоток второго асинхронного электродвигателя 2 и подключены соответственно к первому второму и третьему выходным зажимам трехфазногэ ре-. гулятора 6 напряжения.
В качестве трехфазного регулятора 6 напряжения используют любой известный регулятор !,на чертеже послед ний выполнен, например, на тиристорах 7 включенных по встречна-параллельной схеме).
Злектропривод работает следующим аоразом.
Статический установившийся режим работы электропривода определяется углом отпирания тиристоров и моментом статического сопротивления нагрузки привода. Например, при полностью закрытых тиристорах 7 регулятора 6 напряжения последовательно-согласно включенные статорные обмотки двигателей 1 и 2 оказываются под линейным напряжением с одинаковым фазовым сцвигом, т.е. 9 = О. Соответственно будет мини:- альная и величина электромагнитного момента привода, определяемая из выражения М = !1.„ (1-сos 8 ), при угле H = О и величина номинального момента асинхронных двигателей, соответствующего напряжению питания, равному по величине полови— не линейного напряжения. Таким образом., при закрытых тиристорах 7 регу,!;-. гара 6 электропривод находится в неподвижном состоянии, но потребляет ат !Mтающей сети незначительный намагничивающий ток вдвое меньшей величины приложенного к каждой фазной стзторной обмотке напряженйя, что обуславливает меньшие потери мощности в асинхронных двигателях ! и ?, 1
Соответственна в другом крайнем режиме работы элгктропривода при полкостью открытых тиристорах 7 регулятора 6 статорные обмотки двигателей
1 и 2 оказываются подключенными непосредственно к соответствующим фа=-ам питающей сети и, таким образом, величина напряжения питания на каждой фазной статорной обмотке двигателя 1 и 2 увеличивается до величины л-..-;:.нейного напряжения питающей сети.
0;новременно изменяется фазовый угол сдвига напряжений на каждой исходной паре фазных статорных обмоток двигаепей 1 и 2, увеличиваясь от исходно-а нулевого значения до величины о
8 = 120, характерного для взаимнога фазового сдвига линейных напряжений питающей трехфазной сети. В итоге, увеличивается величина электромагнитнаго момента всего привода, причем увеличение момента привода происходит как за счет фазового, так и амп122660) отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и увеличения о диапазона регулирования скорости, в него введены трехфазный регулятор напряжения с тремя входными и тремя выходными зажимами, начало первой фазной статорной обмотки первого
Формул а изобретения
Составитель В. Алеше чкин
Редактор Н.Рогулич Техред Л.Олейник Корректор F.. Шароши
Заказ 2 144/56 Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Ряушскяя няб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 литудного изменений фазового статорного напряжения.
Дпя обеспечения более полного использования асинхронных двигателей
1 и 2 привода по моменту можно соединить их выходные валы посредством переходной муфты с начальным углом рас60 согласования, равным -- — —, где P
10 число пар полюсов обмоток статора двигателей 1 и 2, что с учетом послео дующего фазового сдвига на 120 питающих статорных напряжений при отпирании тиристоров 7 регулятора 6 обес- 15 печит изменение взаимного фазового
0 сдвига напряжения до .9 = 180 и, следовательно, момент привода увеличится до максимальной величины, равной о удвоенной величине М1, при 9 = 180 . 20
Таким образом, благодаря введению регулятора напряжения и соответствующему его подключению к статорным обмоткам асинхронных электродвигателей обеспечивается изменение момента элек-25 тропринода н функции напряжения и фазового угла сдвига между ними без ухудшения гармонического состава фазных токов и напряжений, что позволяет увеличить диапазон регулирования 311 скорости и КГЩ электропривода.
Двухдвигательный электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных электродвигателя с фазным ротором, валы которых соединены между собой, три резистора, через которые роторные обмотки асинхронных 40 электродвигателей соединены позь асинхронного электродвигателя соединено с концом третьей фаэной статорной обмотки второго асинхронного электродвигателя и подключено к первому входному зажиму трехфазного регулятора напряжения, предназначенно,— му для подключения первой фазы питающей сети, начало второй фаэной статорной обмотки первого асинхронного электродвигателя соединено с концом первой фазной статорной обмотки вторсго асинхронного электродвигателя и подключено к второму входному зажиму трехфазного регулятора напряжения, предназначенному для подключения второй фазы питающей сети, начало третьей фазной статорной обмотки первого асинхронного электродвигателя соединено с концом второй фязной статорной обмотки второго асинхронного электродвигателя и подключено к третьему входному зажиму трехфазного регулятора напряжения, предназначенному для подключения третьей фазы питающей сети, концы второй, третьей и первой фазных статорных обмоток первого асинхронного электродвигателя соединены с началами одноименных фазных статорньгх обмоток второго асинхронного электродвигателя и подключены соответственно к первому, второму и третьему выходным зажимам трехфазного регулятора напряжения.


