Бесконтактная синхронная электрическая машина
Изобретение относится к злек .трическим машинам. Цель изобретения повышение КПД и упрощение конструкции . Машина содержит шихтованный магнитопровод статора, на котором размещена якорная обмотка, установленный на полом валу ротор с шихтованными секторами из магнитопроводящего материала и обмоткой возбуждения, одна сторона витка которой размещена внутри вала. Магнитопровод статора выполнен полым кольцевым с пазами по окружности, в которых размещена якорная обмотка. Ротор выполнен в виде одного пакета, а другие стороны витков обмотки возбуждения размещены в с якорной обмоткой пазах магнитопровода статора. КПД повышается за счет снижения потерь в обмотке возбуждения вследствие уменьшения длины ее среднего витка. 4 ил. i СЛ
СОЮЗ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 Н 02 К 19/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3728153/24-07 (22) 21. 04. 84 (46) 15.04.86. Бюл. № 14 (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (72) В.Б.Охонько (53) 621.3 13.32(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 610254, кл. Н 02 К 19/24, 1976.
Авторское свидетельство СССР № 682984, кл. Н 02 К 19/22, 1977. (54) БЕ СКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электрическим машинам. Цель изобретения— повышение КПД и упрощение конструк„„ЯО„„1224916 А ции. Машина содержит шихтованный магнитопровод статора, на котором размещена якорная обмотка, установленный на полом валу ротор с шихтованными секторами из магнитопроводящего материала и обмоткой возбуждения, одна сторона витка которой размещена внутри вала. Магнитопровод статора выполнен полым кольцевым с пазами по окружности, в которых размещена якорная обмотка. Ротор выполнен в виде одного пакета, а другие стороны витков обмотки возбуждения размещены в общих с якорной обмоткой пазах магнитопровода статора. КПД повышается за счет снижения потерь в обмотке возбуждения вследствие уменьшения длины ее среднего витка. 4 ил.
122ч91б
2О
ЗО
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано для работы в условиях, кото.рые не допускают применения щеточных электрических контактов.
Целью изобретения является повышение КПД и упрощение конструкции.
На фиг. 1 показана предлагаемая электрическая машина, разрез А-А на фиг. 2, на фиг. 2 — электрическая машина, поперечный разрез, на фиг.3 и ч — развертка активной зоны электрической машины для двух моментов времени, отличающихся поворотом ротора на величину полюсного деления.
Устройство содержит полый вал 1, на котором установлен ротор с магнитопроводящими (ферромагнитными) секторами 2, напрмер сваренными немагнитной сталью 3. В корпусе 4 размещен магнитопровод статора 5, выполненный шихтованным из листов, электротехнической стали с пазами, в которых размещена якорная обмотка б. Одна иэ сторон каждого витка обмотки возбуждения 7 размещена внутри вала 1, а другие стороны витков об-, мотки возбуждения размещены в общих с якорной обмоткои пазах магнитопровода статора. Втулки 8 и 9 образуют подшипники скольжения, а вращающий момент ротору может быть передан, например, через шестеренчатый редуктор 10.
Устройство в генераторном режиме работает следующим образом.
Протекающий по обмотке возбуждения
7 постоянный ток создает рабочий магнитный поток, который замыкается по ярму и зубцам магнитопровода статора
5, через рабочий зазор, секторы 2 ротора и опять через рабочий зазор (показан вариант с трехфазной обмоткой якоря, имеющей число пазов на полюс и фазу, равное 1). При повороте ротора на угол, соответствующий 4,магнитный поток через якорную обмотку
6 меняет направление, что видно из фиг. 3 и 4 (на фиг. 4 для большей ясности показана только обмотка одной фазы). Таким образом, вращение приводит к периодическому изменению знака потока через обмотку якоря и наведению на ней ЭДС.
Машина может работать и в режиме двигателя.
По сравнению с известной, предлагаемая электрическая машина имеет более простую и технологическую конструкцию за счет того, что в ней магнитопровод статора изготовляется сразу с необходимым числом пазов
-(например, путем штамповки), что избавляет от необходимости иметь большое число крепежных элементов,, а КПД выше на 0,5 — 17 за счет снижения потерь в обмотке возбуждения вследствие уменьшения длины ее среднего витка в 1,21,3 раза.
Формула из обрете ния
Бесконтактная синхронная электрическая машина, содержащая шихтованный магнитопровод статора, на котором размещена якорная обмотка, установленный на полом валу ротор с шихтованными секторами из магнитопроводящего материала и обмотку возбуждения, одна сторона каждого витка которой размещена внутри упомянутого вала вдоль него, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения конструкции, магнитопровод статора выполнен полым кольцевым с пазами по окружности, в ко-орых размещена якорная обмотка, ротор выпол-: нен в вице одного пакета, а другие стороны витков обмотки возбуждения размещены я общих с якорной обмоткой пазах магнитопровода статора.
1? 24916
22491б
4ъГ 3
Составитель Т.Калашникова
Редактор Н.Горват Техред N.Попович Корректор И.Муска
Заказ 1959/54 Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.ужгород,ул.Проектная,h



