Вентильный электродвигатель
Изобретение относится к электродвигателям постоянного тока с бесконтактной коммутацией. Цель изобретения - повьшение надежности в работе. Электродвигатель содержит синхронную машину с четырехсекционной обмоткой, секции которой подключены к цепи питания через магнитотранзисторные кличи (МТК) с резисторами смещения (РС), образуя четыре канала усиления. PC ключей каждого канала усиления подключены к точке соединения ключа и секции якорной обмотку канала усиления, секция которого сдвинута на 180 эл. град. Включение базовых резисторов в цепях смещения МТК к точке соединения транзистора (Т) и секции обмотки якоря, сдвинутой по отношению к МТК на 180 эл. град,, позволяет повысить надежность благодаря переходу МТК из режима генерации в режим составного ключа при обрыве одной из обмоток трансформатора . Если в рабочем двигателе оборвался коллекторный шш базовый вьшод Т, то МТК прекратит работу, а Т начнет управляться как составной Т от противо-ЭДС соседней секции обмотки и отказ МТК не Оказывает никакого влияния на работу . 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСтИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„122006
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3818725/24-07 (22) 08.10.84 (46). 23.03.86. Бюл. N 11 (72) Г.Б.Михайлов, Е.А.Петров и В.В.Путников (53) 621.313.13.014.2:621.382(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 550734, кл. Н 02 К 29/02, 1977.
Авторское свидетельство СССР
У 817897, кл. Н 02 К 29/02р 1979.
Авторское свидетельство СССР
В 959227, кл. Н 02 К 29/02, 1980. (54) BEHTHJlbHblA ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электродвигателям постоянного тока с бесконтактной коммутацией. Цель изобретения — повышение надежности в работе. Электродвигатель содержит синхронную машину с четырехсекционной обмоткой, секции которой подключены к цепи питания через магнитотранзисторные ключи (МТК) с резисторами смещения (РС), образуя четыре канала усиления. PC ключей каждого канала усиления подключены к точке соединения ключа и секции якорной обмотк@ канала усиления, секция которого сдвинута на
180 эл. град. Включение базовых резисторов в цепях смещения МТК к точке соединения транзистора (Т) и секции обмотки якоря, сдвинутой по отношению к MTK на 180 зл. град„ позволяет повысить надежность благодаря переходу МТК из режима генерации в режим составного ключа при обрыве одной из обмоток трансформатора. Если в рабочем двигателе оборвался коллекторный или
-.базовый вывод Т, то МТК прекратит работу, а Т начнет управляться как составной Т от противо-ЭДС соседней секции обмотки и отказ МТК не оказывает никакого влияния на работу. 1 ил.
1220066
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электродвигателям постоянного тока с бесконтактной коммутацией (вентильным электродвигателям ВД).
Цель изобретения — повышение надежности н работе ВД н схемах с
180 град, коммутацией и уменьшение влияния технологических погрешностей на формирование зоны коммута- 10 ции указанных ВД.
На чертеже представлена схема нентильного электродвигателя.
Вентильный электродвигатель содержит транзисторные ключи 1-ч коммутатора, синхронную машину с секциями 5-8 якорной обмотки, дроссель
9, магнитотранзисторные ключи (NTK}, собранные на транзисторах 10-17, трансформаторах 18-21, диодах 22-25, 20 служащих для замыкания базового тока магнитотранзисторных ключей, и резисторах смещения 26-29,необходимых для возбуждения магнитотранзисторных ключей (МТК), и постоянный маг- 2!1 нит датчика положения ротора (ДПР)
30, насыщающий трансформаторы NTK.
Датчик положения ротора, транзисторы коммутатора и секции обмотки якоря образуют четыре канала усиJIeHHH.
ВД работает следующим образом, В исходном состоянии в соответствии,пространственным расположением по расточке трансформаторов МТК 30 два (например 19 и 21) трансформатора иэ четырех будут насыщены магнитным потоком и, следовательно, не возбуждены. Два других трансформатора 18 и 20 находятся-.вне действия магнитного потока ДПР 30. На базовые цепи подается смещение через резисторы 26 и 28, секции б и 8 обмотки якоря, секции дросселя 9 от источника питания, При подаче
5 напряжения от источника питания МТК с трансформаторами IB, 20 начинают возбуждать колебания и на базах ключей 1, 3 появляется открывающее их напряжение ° Ротор двигателя приходит во нращение. Через 90 эл. град. у
МТК с трансформатором 18 происходит срыв колебаний, работают МТК с трансформаторами 19 и 20 и соответственно ключи 2 и 3.
Включение базовых резисторов в цепях смещения MTK к точке соединения транзистора и секции якорной обмотки, сдвинутой по отношению к MTK на 180 эл. град., позволяет повысить надежность ВД благодаря переходу
МТК из режима генерации в режим сос танного ключа при обрыве одной из обмоток трансформатора (базовой или коллекторной). Если, например, в работающем ВД по каким-либо причинам оборвался каллекторный вывод транзистора 10 или базовый, то NTK прекращает работу, а транзистор 1 начинает управляться как составной транзистор от противо-ЭДС соседней, сдвинутой на 180 эл. град., секции якорной обмотки и отказ MTK не оказывают никакого влияния на работу
ВД. Если базовые цепи NTK соединить через резистор с источником (так как это сделано в известных ВД), то двигатель при отказе MTK становится неработоспособным.
По сравнению с известными ВД н предлагаемом происходит более четкое выключение соседнего МТХ при включении МТК, связанного с другой секцией той же фазы. Например, если работают NTK на транзисторах 10 и
11 и соответственно ключ 1 и от ДПР происходит включение MTK на транзисторах 12 и 13 и ключа 2, то смещение МТК на транзисторах IO и 11 через резистор 26 равно нулю, так как резистор 26 оказывается эашунтиронанным через открытый ключ 2.
Кроме того, за счет четкого выключения работающего MTK при нключении другого в той же фазе вдвое снижается влияние технологических погрешностей при иэготонлении магнитной системы ДПР, так как выключение работающего МТК происходит не сбегающим магнитным потоком датчика положения ротора, а набегающим магнитным потоком соседнего MTK.
Известно также, что время включения
МТК гораздо меньше, чем время выключения, что наблюдается в известных устройствах, В предлагаемом ВД длительность фронтов включения и выключения равна.
Таким образом, изобретение позволяет повысить надежность работы
ВД и уменьшить влияние технологических раэбросон при изготовлении магнитной системы ДПР.
ВД предназначен для длительной работы в вентиляторах и насосах.
1220066
Составитель А.Санталов
Редактор Н.Гунько Техред 0.Сопко Корректор А.Зимокосов
Заказ 1328/57 Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Формула изобретения
Вентильный электродвигатель, содержащий синхронную машину с четырехсекционной обмоткой, секции ко.— торой подключены к цепи питания через магнитотранзисторные ключи с резисторами смещения, подключенными к базам транзисторов магнитотранзисторных ключей, образуя четыре канала усиления, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности, резисторы смещения магнитотранзисторных ключей каждого канала усиления подключены к точке соединения ключа и секции якорной обмотки канала усиления,секция которого сдвинута на 180 эл. град.


