Способ определения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
СОЮЗ ССВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
СЮ4 А61 В5 16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) Эб25563/28-14 (22) 26.07.83 (46) 07.03,86. Бюл. М- 9 (71) 2-й Московский ордена Ленина медицинский институт им. Н.И.Пирогова (72) Б.П.Калачев и А.М.Брагинский (53) 618.89-008.454 (088.8) (56) Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. M.
1978. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА путем предьявления невербальных тестов на перцептивном и интеллектуальном уровне с оценкой выполнения заданий на классификацию предметов по признакам и на конструирование по образ„„SU„„1215665 . А цу, отличающийсятем, что, с целью определения структуры уровня интеллектуального развития при сокращении времени на обследование, испытуемому дополнительно предлагают задание на конструированиепо образцу с учетом двух предметных различий, на конструирование без об- . разца и на операцию переноса навыка предметного конструирования на другие элементы и в зависимости от последнего правильно выполненного задания определяют соответствующий уровень интеллектуального развития ребенка. глубокая, выра кенная и легкая степень дебильности, погранич- 3 ная умственная отсталость и нормальное интеллектуальное развитие ребенка.
1215665
Составитель N. Скловская
Техред О.Неце Корректор В. Бутяга
Редактор А.Шандор
Заказ 92 1/2 Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Госуцарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент"„ г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к медицине, а именно к детской психиатрии.
Целью изобретения является определение структуры уровня интеллектуального мыпления при сокращении времени на обследование.
Способ осуществляется следующим образом.
Иатериалом для методики служат
20 желтых и 23 красных деревянных палочек разной длины и 6 черных и
6 белых кругов с диаметромот 3-х до
13 см. Геометрические формы и цвета должны иметь достаточную контрастность для восприятия даже у очень сниженных детей.
I задание. Дать в руки ребенку желтую палочку определенной длины и попросить найти такую же палочку.
Попросить ребенка показать самую большую красную палочку; попросить ребенка показать самую маленькую палочку.
II задание. Экспериментатор строит образец "заборчика" с последовательным чередованием цветов.
Попросить ребенка построить точно такой же заборчик, Убрать в образце заборчика 2-ю и 6-ю палочки, а заборчик ребенка разрушить и попросить его снова построить.
I II задание. Экспериментатор строит образец "лесенки" с последова", тельным чередованием цветов, разность по длине ступеней 2 см. Попросить ребенка построить такую же лесенку. В имеющийся набор добавляют две палочки разного цвета, лесенку ребенка разрушают и просят ребенка снова построить точно
10 такую же лесенку.
IV задание. Экспериментатор строит лесенку с последовательным чередованием цветов и убирает из середины 3 палочки. Попросить ребенка
t5 достроить "лесенку" (беэ образца).
Разрушить конструкцию, построить новую конструкцию "лесенка" в сочетании цветов 2:1 с недостающими ступенями и попросить ребенка до20.строить "лесенку".
V задание. Экспериментатор начинает строить ряд из темных и светлых кругов и предлагает ребенку продолжить. Перед достраиванием предложить ребенку нарисовать этот ряд из кругов, как он будет выглядеть. После рисования ребенок строит ряд из кругов и ему задаетЗО ся вопрос: "Чем похожа лесенка, которую мы строили, на этот ряд из кругов?".

