Устройство для исследования влияния эксцентриситета на характеристики электродвигателя
Изобретение позволяет повысить точность определения выходных характеристик электродвигателя. Устройство снабжено помимо блока крепления статора и блока регулирования радиального перемещения вала ротора дополнительньми блоками осевого перемещения подшипниковых узлов, блоком поворота статора и гибким валом, соединяющим испытуемый электродвигатель с нагрузочным. Блок регулирования радиального перемещения вала и блок поворота статора выполиены в виде червячных пар. Червячное колесо первой пары установлено на дополнительном валу, связанном с подшипниковыми щитами, а червячное колесо второй пары соединено с блоком крепления статора. Блок осевого перемещения выполнен в виде винтовой пары, винт которой закрепляют в корпусе , а гайку - на дополнительном валу. 3 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
119) (11) 151) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTH4 (21) 3786011/24-07 (22) 28, Ц8.84 (46) 07.01,86,Бюл. Ф (71) Вильнюсское отделение Всесоюзного научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института мальм электрических машин (72) Ю.И.Бернотавичуте (53) 621,313 (088.81 (56) Д,-Ç.И.Валентайтс. Исследование неравномерности воздушного зазора и ее влияние на рабочие характеристики асинхронных электродвигателей малой мощности. Каунас, 1973, са91 ° (54)УСТРОИСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЛИЯНИЯ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТА HA ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
{57) Изобретение позволяет повысить точность определения выходных харак те рис тик электродвигателя, Ус тройство снабжено помимо блока креп" ления статора и блока регулирования радиального перемещения вала ротора дополнительными блоками осевого перемещения подшипниковых узлов, блоком поворота статора и гибким валом, соединяющим испытуемый электродвигатель с нагрузочным. Блок регулирования радиального перемещения вала и блок поворота статора выполнены в виде червячньм пар. Червячное колесо первой пары установлено на дополнительном валу, связанном с подшипниковыми щитами, а червячное а колесо второй пары соединено с блоком крепления статора. Блок осевого перемещения выполнен в виде винтовой пары, винт которой вакреппкит в «орпусе, а гайку — на дополнительном валу. 3 ил.
Ьйий
1 1 203
Изобретение относится к устройст-. вам для испытания асинхронных электродвигателей малой и средней мощности и может быть использовано для определения влияния эксцентриситета ротора по величине и направлению на выходные характеристики электродвигателей.
Цель изобретения — повышение точности определения влияния эксцентриситета на выходные характеристики испытуемых электродвигателей °
На фиг.! схематически изображена конструкция предлагаемого устройства; на фиг.2 и 3 — схема центрирования статора испытуемого электродвигателя относительно оси ротора в разных проекциях.
Устройство для исследования влияния эксцентриситета на характеристики испытуемого электродвигателя, содержащего ротор 1, вал 2 которогo установлен в подшипниковых уз лах 3 и 4, и статор 5, содержит следующие блоки. Блок поворота статора 5 испытуемого электродвигателя выполнен в виде червячной пары, состоящей из червяка 6 и червячного колеса 7, соединенного с блоком крепления статора 5 испытуемого электродвигателя. Последний выполнен в виде базовой втулки 8, на которой размещены блоки осевого 9 и радиального 10 перемещений статора 5.
Блок 9 осевого перемещения статора
5 содержит фиксирующие элементы !l, например винты, установленные в кронштейнах 12, расположенных на базовой втулке 8, При откручивании указанных винтов — фиксирующих элементов 11 кронштейны 12 получают возможность осевого тарированного перемещения вместе со статором 5 по базовой втулке 8. Блок 10 радиального перемещения статора 5 выполнен в виде нескольких установленных по периметру кронштейнов 12 винтовых пар. Резьба гаек 13 нарезана непосредственно в кронштейнах 12, а винты 14, на одном конце которых . размещены элементы 15 фиксации статора 5, установлены в гайках 13 ° Винты 14 вращают посредством головок 16.
Блок радиального перемещения подшипниковых узлов 3 и 4 вала 2 испытуемого электродвигателя выполнен в !15 виде червячной пары с червяком 17 и червячным сектором 18, размещенным на дополнительном валу 19. Черв445 2 як !7 приводится во вращение рукояткой 20. С дополнительным валом 19 связаны рычаги 21 с призматическими пазами 22 и 23, в которых установлены подшипниковые узлы 3 и 4 испытуемого электродвигателя. На дополнительном валу 19 размещен и блок осевого перемещения подшипникового узла 4 испытуемого электродвигателя. Он выполнен в виде, например, винтовой пары, винт 24 которой с рукояткой 25 размещен во втулке 26 устройства по центру дополнительного вала 19, установленного в корпусе 27., винтом 24 жестко связана втулка 26, которая скользит по шариковой шпонке 28, расположенной в призматической канавке дополнительного вала 19. С втулкой 26 соединен один из рычагов 21. Червяк 6 имеет рукоятку 29. Для снятия механической характеристики испытуемого электродвигателя устройство содержит нагрузочный электродвигатель 30 постоянного тока, вал 31 которого через полумуфты 32 и 33 и гибкий дистанционный валик 34 соединен с валом 2 испытуемого электродвигателя.
В блок центрирования статора 5 испытуемого электродвигателя входит приспособление, содержащее корпус 35, установленный на валу 36, коническую оправку 37, которая базируется на валу 36, гайку 38, фиксированную в корпусе 35,передвижные вкладыши
39 в радиальном направлении и компенсатор 40 регулирования вкладышей 39. На кронштейне 12 установлена плавающая призма 41.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно центрируют статор
5 относительно подшипниковых узлов
3 и 4. Для этого в указанные подшипниковые узлы 3 и 4 устанавливают вал 36 с конической оправкой 37 и корпусом 35. Статор 5 центрируется передвижными в радиальном направлении вкладышами 39. После центрирования относительно оси ротора 1 статор 5 зажимается.при помощи кронштейнов 12 с плавающей призмой 41 посредством фиксирующих элементов 11, Величину эксцентриситета в радиальном направлении устанавливают вращением рукоятки 20 через червячную пару с червяком 17 и червячным сектором 18, жестко соединенным с дополнительным валом 19. Так как
1203445
30
40 дополнительный вал 19 жестко соединен с рычагами 21, в призматических пазах 22 и 23 которых зажаты подшипниковые узлы 3 и 4 с валом 2 ротора 1, то обеспечивается перемещение последнего в радиальном направлении. Величина отсчета производится по индикатору.
Изменение положения эксцентриситета относительно расточки статора !О
5 производится посредством его разворота относительно ротора 1 с помощью рукоятки 29 через червячную пару, состоящую из червяка 6 и червячного колеса 7, которое жестко соединено с базовой втулкой 8, на которой закреплены регулируемые зажимные кронштейны 12 с плавающей призмой 41.. При этом статор 5 получает круговое перемещение относи- 20 тельно ротора 1. Величина отсчета угловых перемещений производится по лимбу (не показан), установленному на торце базовой втулки 8.
Осевое перемещение подшипниково- 25 го узла 4 на валу 2 относительно статора 5 достигают вращением рукоятки 25, соединенной с винтом 24 и втулкой 26, которая скользя по шариковой шпонке 28, расположенной в призматической канавке дополнительного вала !9, передает движение рычагу 21 (правому на фиг.l 1, жестко соединенному с втулкой 26, а так как подшипниковый узел 4 зажат в призматическом пазу 23 рычага 21, 35 то он получает осевое перемещение.
Для определения нестабильной час ти кривой механической характеристики электродвигателя необходимо присоединение нагрузочного электродвигателя 30 постоянного тока. Гибкий дистанционный валик 34 позволяет изменять величину эксцентриситета испытуемого электродвигателя.
Предлагаемое техническое решение по сравнению с известным позволяет повысить точность определения выходных характеристик электродвигателя. Это достигается за счет точного изготовления и координирова50 ния ведущих механизмов по их взаиморасположению, а также за счет использования приспособления с разжимной регулируемой оправкой, центрирующей цепь-статор испытуемого электродвигателя.
Кроме того, предлагаемое устройство может обслужить широкий диапазон разных типов исполнений электродвигателей малой мощности за счет универсальности по исполнению вариантов, а также из-за наличия регулируемых и сменных узлов.
Формула изобретения
Устройство для исследования влияния эксцентриситета на характеристики электродвигателя, содержащее блоки крепления статора и подшипниковых узлов вала ротора испытуемого электродвигателя, блок регулирования радиального перемещения вала ротора, связанный с блоком крепления подшипниковых узлов, корпус устройства, нагрузочный электродвигатель и блоки измерения характеристик испытуемого электродвигателя, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью: повышения точности определения влияния эксцентриситета на выходные характеристики испытуемого электродвигателя, устройство снабжено блоком поворота статора испытуемого электродвигателя, блоком осевого перемещения подшипниковых узлов вала ротора испытуемого электродвигателя и гибким валом для соединения нагрузочного электродвигателя с валом испытуемого, при этом блок регулирования радиального перемещения вала ротора выполнен в виде червячной пары с ручным приводом червяка, червячное колесо которой в виде сектора установлено на дополнительном валу, связанном с элементами крепления подшипниковых узлов испытуемого электродвигателя, последние выполнены в виде рычагов с призматическими пазами, предназначенными для установки подшипниковых узлов, блок поворота статора испытуемого электродвигателя выполнен в виде червячной пары, червяк которой соединен с приводом, а червячное колесо соединено с блоком крепления статора, блок осевого перемещения подшипниковых узлов представляет собой винтовую пару, причем винт с рукояткой закреплен во втулке, а гайка выполнена в дополнительном валу, которая установлена на шариковой шпонке дополнительного вала, при этом с втулкой связан один из рычагов, соединенных с элементом крепления подшипникового уз ла;
1203445
1203445
I?03445
Составитель В.Никаноров
Редактор Н.Пушненкова Техред Т.Дубинчак Корректор В.Бутяга
Заказ 84) I/48 Тираж 747 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Проектная, 4





