Электробур
Класс 5а, 14 в № 12882$
СССР
ЮФХ.гЛЦg g
N47) 1П »ЪМВн ДЯ дф
ЦЬМЛЛ1 ..
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа Л3 Ю
Н. К. Архангельский
ЭЛ ЕКТРОБУР
Заявлено 22 июля 1958 г. за № 604631/22 в комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 11 за 1960 г.
Известны электробуры с асинхронными двигателями трехфазного переменного тока, маслонаполненные.
Описываемый электробур отличается от известных тем, что обмотка ротора выполнена из материалов с высоким удельным сопротивлением и имеет каналы для циркуляции охлаждающей жидкости. Отличие также заключается в установке на валу электробура рабочего колеса, обеспечивающего циркуляцию жидкости по каналам ротора и статора, а также в зазоре между статором и ротором. Электробур такой конструкции бесперебойно работает при сниженных числах оборотов.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема электробура; на фиг. 2 — ротор электродвигателя с каналами в стержнях короткозамкнутой обмотки; на фиг. 3 — то же, с каналами, образованными в пазах между стержнем и пакетом железа; на фиг. 4 — то же, с каналами в стержнях, образующими рабочее колесо, расположенное в одном из колец, замыкающих накоротко обмотку.
Электробур состоит из корпуса 1, электродвигателя 2, шпинделя и долота. Электродвигатель 2 состоит из полого вала 3, на котором укреплено рабочее колесо 4 насоса, цилиндра б с направляющим аппаратом б, обмотки 7 статора, пакета 8 железа статора, немагнитного пакета 1 статора, пакета 10 железа и стержней 11 ротора.
Обмотка ротора (роторные клетки) выполнена из материалов с высоким электрическим удельным сопротивлением, например, из хромоалюминиевого сплава или сплава, состоящего из 90/о силумина и 4 /в меди. Ротор укреплен .на валу, а статор в корпусе с зазором.
Для увеличения теплоотдачи внутри электробура применяется принудительная циркуляция жидкости, которая осуществляется с помощью вращающегося рабочего колеса 4 насоса. Охлаждающая жидкость циркулирует в каналах а пакетов ротора, в зазоре б между ротором и статором и в каналах с в статоре (направление циркуляции жидкости показано на фиг. 1 стрелками). Кроме того, в электробуре предусматривается непосредственное охлаждение стержней 11 короткозамкнутой обмотки ротора по каналам d, создаваемым в стержнях или в пазах между стержнем и пакетом железа.
Необходимая циркуляция охлаждающей жидкости по каналам в стержнях роторных обмоток может создаваться рабочим колесом 12, расположенным в одном из колец 18, замыкающих накоротко обмотку ротора. Такое рабочее колесо может отливаться, например, одновременно с производством литой короткозамкнутой обмотки ротора.
Предмет изобретения
1. Электробур с асинхронным двигателем трехфазного переменного тока, маслонаполненный, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью обеспечения его устойчивой работы при сниженных числах оборотов, обмотка ротора выполнена из материалов с высоким удельным сопротивлением и имеет каналы для циркуляции охлаждающей жидкости.
2. Форма выполнения электробура по п. 1, отличающаяся тем, что на валу электробура установлено отъемное рабочее колесо, обеспечивающее циркуляцию жидкости по каналам ротора и статора, а также в зазоре между статором и ротором.
ФиаI
Составитель описания Я. Н. Халфин
Релактор Л. М. Струве Техред А. А. Камышникова Корректор Г. С. Мосолова
Подл. к печ. З.Х1-62 r. Формат бум. 70Х 108 /ts Объем 0,26 изд. л.
Зак. 10818, Тираж 650 Цена 4 коп.
ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.