Каротажный кабель
Юо 127713
Класс 21с, Зо1
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
К. Ф. Сафонов, A. Г Андреев, И. 3. Шабадаш, В. Ф. Рогова, В. Е. Литвер и И. И. Башлыкин
КАРОТТАЖНЫЙ КАБЕЛЬ
Заявлено 7 июля 1959 г за Хо G32975 24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 8 за 1960 г.
Различные известные кароттажные кабели с ленточной фторопластовой изоляцией, резиновой оболочкой, защитной оплеткой из волокнистых материалов и двойной броней из стальных оцинкованных проволок не могут быть использованы з скважинах глубиной б000 л H с температурой забоя 200, Причины, исключающие возможность применения известных кабелей для исследования горячих и сзерхгорячих скважин, заключаются в следующем: 1. Кабель в процессе эксплуатации подвергается много кратным продольным знакопеременным нагрузкам, которые в глубоких скважинах имеют весьма большие значения, что приводит к появлению местных деформаций токопроводящей жилы с последующими изломами и разрушениями ее в этих местах. 2. Изоляция известных кабелей допускает эксплуатацию их в скважинах с температурой не выше 90, при более же высоких температурах происходит снижение удельного объемного сопротивления изоляции, вследствие чего величина сопротивления изоляции кабеля падает ниже 2 Мом ки, Это не позволяет использовать такой кабель для проведения промыслово-геофизических исследований и прострелочно-торпедировочиых работ (кароттаж скважины, перфорация, отбор грунтов боковым груитоносом, торпед: рование и другие).
3. Оплетка из хлопчатобумажной ткани, применяемая в качестве подушки под броней в известных кабелях, работоспособна при температуре не выше 143, 4. Используемая в известных кабелях броня из проволок с временным сопротивлением разрыву 140 — 160 кгlмм2 обеспечивает разрывное усилие 4000 кг+1О /о, что делает возможной эксплуатацию этих кабелей в скважинах глубиной не более 3200 я.
Повышение механической прочности, теплостойкости и надежности в работе кароттажного кабеля в скважинах глубиной до б000 м и с температурой до 200 достигается путем следующего усовершенствования отдельных элементов, предлагаемого кабеля. № 127713
Каждая токопроводящая жила выполняется с сердечником из трех стальных луженых (или оцинкованных) проволок с диаметром 0,40—
0,50 лм, скрученных с малым шагом, кратность которого составляет
5,5 — 6. Это обеспечивает упругость жилы, при которой исключается возможность местных деформаций и изломов медных проволок повива, наложенного на сердечник.
Изоляция жил кабеля, выполненная изленточногополитетрафторэтилена, герметизируется путем запечки фторопласта, наложенного на жилы, что создает монолитность изоляционной оболочки и предотвращает проникновение оурового раствора при давлении в 400 †10 атм между лентами фторопласта.
В .качестве подушки под броней применяется оплетка из полимерных волокнистых теплостойких материалов (лавсан, анид и др.) либо из волокнистых материалов на основе целлюлозы, обработанных нитрилакриловой кислотой, устойчивых при температуре до 200 .
Для повышения разрывной прочности до 6000 кг в связи с необходимостью проведения геофизических исследований скважин глубиной до 6000 л для брони применяется проволока из высокопрочной низколегированной среднеуглеродистой марганцовистой стали.
На фиг. 1 и 2 схематически показаны для примера предлагаемые одно- и трехжильный кабели для геофизических исследований сверхглубоких и горячих скважин.
Приняты следующие обозначения: 1 — токопроводящие жилы, скрученные из трехпроволочного стального сердечника, вокруг которого наложен повив из медных проволок; 2 †изоляц из ленточного фторопласта, наложенная поверх токопроводящих жил; 8 — общая для всех жил герметизирующая нефтегазостойкая оболочка; 4 — оплетка из волокнистых теплостойкпх материалов (типа лавсана. анида и т. п,); 5— двухслойная броня из стальных оцинкованных проволок высокой прочности.
Предмет изобретения
Кароттажный кабель со сталемедной жилой (или несколькими такими жилами), ленточной фторопластовой изоляцией, резиновой оболочкой, защитной оплеткой из волокнистых материалов и двойной броней из стальных оцинкованных проволок, о тл и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения его механической прочности, теплостойкости и надежности в работе в скважинах глубиной до 6000 м с температурой до 200, каждая медная токопроводящая жила кабеля выполнена r сердечником из трех стальных проволок, скрученных с шагом кратностью
5,5 — 6, фторопластовая изоляция герметизирована путем запечки после наложения ее на жилу, подушка под броню наложена в виде оплетки из теплостойких волокнистых материалов и проволока брони выполнена из низколегированной среднеуглеродистой марганцовистой стали.


