Индукционный моментомер
3й 125069
Класс 42k, 2юз
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
И. И. Стейкунас
И НДУКЦИ ОН Н Ъ|Й МОИ ЕНТО МЕР
Заявлено 12 июня 1958 г. за № 601638/25 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 24 за 1959 г.
Описываемый индукционный моментомер предназначается для измерения крутящих моментов двигателей. Он содержит немагнитный металлический диск, устанавливаемый на валу испытываемого двигателя и вращающийся в зазоре магнитопровода электромагнита, под воздействием которого он находится.
Отличительная особенность моментомера заключается в том, что в нем для вращения электромагнита применен вспомогательный реверсивный электрический двигатель.
Эта особенность обеспечивает повышение чувствительности и точности измерений.
На фиг. |.изображена принципиальная схема моментомера; на фиг.
2 — схема устройства для определения константы К.
На оси реверсивного вспомогательного электрического двигателя 1 с широким диапазоном регулирования скоростей укреплены кольца 2, через которые питаются катушки электромагнита. К кольцам 2 прижимаются щетки 8. Амперметр 4 и реостат 5 предназначены соответственно для измерения и для регулирования величины тока в катушках электромагнита, расположенных на магнитопроводах б Диск 7 из немагнитного металла с малым температурным коэффициентом электрического сопротивления расположен рядом с системой 8 крепления электромаг. нита. Конусная выемка 9 предназначена для установки соосности диска 7 и электромагнита. Соосность устанавливается передвижением диска 7 до полного соприкосновения имеющегося на нем конусного центра выемкой 9, после чего диск незначительно отодвигается в направление испытываемого микродвигателя 10.
¹ 125069
Известно, что тормозящий момент М диска или станка из немагнитного материала, вращающегося в постоянном магнитном поле, прямо пропорционален числу и оборотов диска или стакана, т. е. М=Кп.
Константа К может быть определена экспериментальным путем.
При определении константы К необходимо соблюдать сообщность осей вращения диска 7 и электромагнита. Диск должен быть вмонтирован в подшипники с малым моментом трения или на вал испытываемого микродвигателя.
На втулке диска укрепляют маятник с грузом P (фиг. 2) и его отклонение в градусах определяют по шкале 11.
Затем запускают вспомогательный электродвигатель, например, до и, об)мин, после чего маятник отклонится на угол а.
Момент М, развиваемый вращающимся электромагнитным тормозом, уравновешивается грузом P и моментом трения М, в подшипниках
М=Кп,=РВ Япа+М,р
Пжле чего определяют момент трения М„в подшипниках.
Отключают от сети испытываемый микродвигатель 10 и запускают вспомогательный электродвигатель 1. Его скорость увеличивают до трогания с места ротора микродвигателя 10. Это и будет момент трения подшипников при скорости равной нулю. Момент подсчитывают по формуле: (2) Мтр =К 2 где и., — обороты вспомогательного электродвигателя 1.
Решая уравнения 1 и 2, получают:
Предмет изобретения
Индукционный моментомер для измерения крутящих моментов двигателей, содержащий немагнитный металлический диск, устанавливаемый на валу испытываемого двигателя и приводимый во вращение в зазоре магнитопроводов электромагнита, под воздействием которого он находится, отл ич а ющи йс я тем, что, с целью расширения диапазона возможных испытаний, повышения чувствительности и точности измерений, для приведения во вращение электромагнита, применен вспомогательный реверсивный электрический двигатель.
Кроме того, для расширения пределов измерения можно еще определить и зависимость константы К от величины тока в обмотках электромагнита.
При подсчете момента обороты испытываемого микродвигателя складываются с оборотами вспомогательного электродвигателя, если они вращаются в противоположные стороны и наоборот высчитываются, если вращаются в одном направлении,


