Носовая оконечность судна
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА , преимущественно имеющего ограниченную осадку, содержащая форштевень и бульбообразную наделку с боковыми стенками , отличающаяся тем, что, с целью повышения маневренности судна и упрощения изготовления носовой оконечности корпуса, боковые стенки бульбообразной наделки выполнены плоскими, а также параллельными или клиновидно сходящимися книзу, причем линия стыкования этих стенок с остальной частью корпуса судна наклонена к носовому перпендикуляру под углом и пересекает его на расстоянии ,5Fr-.L от грузовой ватерлинии, где L - длина корпуса судна по грузовой ватерлинии между перпендикулярами; РГ - число Фруда, лежащее в пределах 0,17-0,23, часть форщтевня, расположенная ниже грузовой ватерлинии, ориентирована параллельно указанной линии стыкования, а часть форштевня, находящаяся над этой ватерлинией,в районе бульбообразной наделки, наклонена к остальной части форштевня под углом 180°-ос, при этом обе части форштевд ня плавно сопряжены между собой.5S (Л со 05 о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
Q1I4 В 63 В !/06, 3/46
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3721801/27-11 (22) 06.04.84 (46) 23.12.85. Бюл. № 47 (72) В. Я. Ткачев, Ю. Е. Чувиков, Виктор Томо Юричич и Фране Степан Кляич (YV) (53) 629.12.011.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 227116, кл. В 63 В 1/00, опублик. 1968. (54) (57) НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА, преимущественно имеющего ограниченную осадку, содержащая форштевень и бульбообразную наделку с боковыми стенками, отличающаяся тем, что, с целью повышения маневренности судна и упрощения изготовления носовой оконечности корпуса, боковые стенки бульбообразной надел„.Я0„„1199697 А ки выполнены плоскими, а также параллельными или клиновидно сходяшимися книзу, причем линия стыкования этих стенок с остальной частью корпуса судна наклонена к носовому перпендикуляру под углом е )60 и пересекает его на расстоянии h(0,5Ãã L от грузовой ватерлинии, где L — длина корпуса судна по грузовой ватерлинии между перпендикулярами; F — число Фруда, лежащее в пределах 0,17 — 0,23, часть форштевня, расположенная ниже грузовой ватерлинии, ориентирована параллельно указанной линии стыкования, а часть форштевня, находящаяся над этой ватерлинией, в районе бульбообразной наделки, наклонена к остальной части форштевня под углом
P)<180 — сс, при этом обе части форштевня плавно сопряжены между собой.! 199697
Составитель Н. Круглов
Техред И. Верес Корректор М. Самборская
Тираж 434 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Л. Гратилло
Заказ 7784!25
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции корпуса судна.
Известна носовая оконечность судна, преимущественно ограниченную осадку, содержащая форштевень и бульбообразную наделку с боковыми стенками 11).
Недостатками судна с такой носовой оконечностью являются его ухудшенная поворотливость и ограниченная маневренность на реках и в каналах, а также большая сложность изготовления носовой оконечности корпуса.
Цель изобретения — повышение маневренности судна и упращение изготовления носовой оконечности корпуса.
Указанная цель достигается тем, что у носовой оконечности судна, преимущественно имеющего ограниченную осадку, содержащей форштевень и бульбообразную наделку с боковыми стенками, боковые стенки бульбообразной наделки выполнены плоскими, а также параллельными или клиновидно сходящимися книзу, причем линия стыкования этих стенок с остальной частью корпуса судна наклонена к носовому перпендикуляру под углом сс) 60 и пересекает его на расстоянии h (0,5Fr L от грузовой ватерлинии, где L — длина корпуса судна по грузовой ватерлинии между перпендикулярами; FL- — число Фруда, лежащее в пределах 0,17 — 0,23, часть форштевня, расположенная ниже грузовой ватерлинии, ориентирована параллельно указанной линии стыкования, а часть форштевня, находящаяся над этой ватерлинией в районе бульбообразной наделки, наклонена к остальной части форштевня под углом
/ь >180 — ос, при этом обе части форштевня плавно сопряжены между собой.
На чертеже изображена носовая оконечность судна, вид сбоку.
Носовая оконечность судна, преимущественно имеющего ограниченную осадку, содержит бульбообразную наделку 1 с плоскими стенками, линия 2 стыкования которых с остальной частью корпуса наклонена к носовому перпендикуляру Н вЂ” Н под углом
<) 60 и пересекает его на расстоянии
h (0,5Fr L от грузовой ватерлинии (ГВЛ), где L — длина корпуса судна по ГВЛ между носовым и кормовым перпендикулярами, Гг — число Фруда, лежащее в пределах
0,17 — 0,23 и определяемое выражением
Гг =0,164 /Г где V8 — скорость судна, узлы.
Часть 3 форштевня, расположенная ниже ГВЛ, ориентирована параллельно линии 2 стыкования, а часть 4 форштевня, находящаяся над ГВЛ в районе бульбообразной наделки 1, наклонена к остальной части 3 форштевня под углом.б М80 — p, при этом обе части форштевня плавно сопряжены между собой.
20 По условиям образования носовой подпорной волны и изменения волновых возмущений с глубиной целесообразно плоские боковые стенки бульбообразной надел ки выполнять взаимно параллельными для диапазона Fp — — 0,20 — 0,23. При уменьшении числа Фруда менее 0,20 допускается клиновидное сужение стенок книзу.
Строительство судов с предложенной носовой оконечностью позволит упростить конструкцию носовой оконечности корпуса, улучшить маневренность судна на реках, в каналах и у причалов при швартовке, снизить ударные нагрузки на носовую оконечность при качке судна на волнении, снизить строительную стоимость судна на
0,5 /о вследствие упрощения технологии
35 изготовления и уменьшения металлоемкости корпуса, а также снизить расход топлива вследствие сокращения ходового времени на 2,5 /р благодаря повышению эксплуатационной скорости на волнении и сокращению продолжительности маневров.

