Шарнирный механизм
ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус и фланец, установленный на шарнирном подшипнике корпуса. взаимодействукидего с фланцем с помощью регулировочных винтов со сфв ческими наконечниками, о т л и ч а щ и и с я тем, что, с целью исклю ния смещения центра стыковочной плоскости фланца относительно продс ьной оси корпуса при настройке, стык вочная плоскость фланца размещена в плоскости, проходящей через центг шарнира и центры сферических наконе НИКОВ винтов. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
ОИ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1187227 уц4 Н 01 1/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3590527/25-27 (22) 10.05.83 (46) 23.10.85. Бюл. Ф 39 (72) И.И.Чикунов, А.И.Панченков и Е.Л.Стожарова (53) 621.396.67(088.8) . (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 351274, кл. Н 01 Q 1/08, 1972. (54)(57) ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус и фланец, установленный на шарнирном подшипнике корпуса, взаимодействующего с фланцем с помощью регулировочных винтов со сфе ческими наконечниками, о т л и ч а шийся тем, что, с целью исклю ния смещения центра стыковочной плоскости фланца относительно прод ной осн корпуса при настройке, ст вочная плоскость фланца размещена в плоскости, проходящей через цент шарнира и центры сферических након ников винтов.
1187227
Фие 2
ВНИИПИ Заказ 6557/57 Тираж 637 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в настраивающихся макетах для макетирования систем в агрегатах при монтажно-сборочных работах. S
Цель изобретения — исключение смещения центра стыковочной плоскости фланца относительно продольной оси корпуса при настройке.
На фиг. 1 изображен предлагаемый шарнирный механизм, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2.
Шарнирный механизм содержит корпус 1, на оси которого подвижно с помощью шарнирного подшипника 2, закрепленного шайбой 3 и винтом 4, установлен фланец 5, стыковочная плос-щ кость 6 которого выполнена в плоскости, проходящей через центры радиусов пазов 7 фланца 5 и центр сферы шарнирного подшипника, и закреплен с помОщью крышки 8 и винтов 9, и взаимо- д действует с регулнровочными винтами 10, установленными в резьбовые отверстия корпусов 1 и фиксируемыми контргайками 11.
СФерические наконеччики винтов 10 входят в радиальные ортогональные пазы 7 фланца 5, при этом радиусы пазов 7 и сферических наконечников винтов 10 одинаковы.
Корпус 1 фиксируется с помощью болта 12 и шайбы 13 в макетном эле35 менте трубопровода 14 с возможностью продольного перемещения.
Настройка шарнирного механизма, используемого в настраивающемся макете, заключается в сочетании поворота фланца 5, стыковочные кромки 6 которого имитируют кромки макетируемого элемента, с продольным перемещением шарнирного механизма.
Поворот стыковочной плоскости 6 фланца 5 в требуемое положение осуществляется поочередным вращением двух регулировочных винтов 10 против часовой стрелки, а противоположных— по часовой.
В результате фланец 5 совместно с внешним кольцом шарнирного подшипника поворачивается на внутреннем кольце шарнирного подшипника 3 корпуса 1.
При этом поверхности сферических наконечников вращающихся винтов 10 скользят вдоль радиусных пазов 7, а другая пара винтов 10 служит опорой и их сферические наконечники проскальзывают по дуге радиусных пазов 7 °
При этом центр стыковочной плоскости 6 фланца 5 остается на оси корпуса.
Предлагаемый механизм позволяет повысить точность настройки положения стыковочной плоскости за счет исключения смещения центра стыковочной плоскости относительно продольной оси корпуса шарнирного механизма при повороте стыковочного фланца.

