Напорный туннель
1. НАПОРНЫЙ ТУННЕЛЬ, вьшолненный в.виде сталежелезобетонного трубопровода, расположенного на опорах в закрепленной железобетонной обделкой выработке, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежн ости туннеля на участках пересечения активных тектонических разломов,, железобетонный слой трубопровода, его опоры и обделка выполнены с кольцевыми швами, совмещенными в одних плоск-стях и заполненными пластичным материалом. 2. Туннель по п.1, о т л и ч аS ю щ и и с я тем, что опоры сво (Л бодно установлены на дне обделки. с 00 сь 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (! 9) (11) (51) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
11
11
8 д (21) 3672510/29-15 (22) 09,12.83 (46) 23. 10.85.вюл. 1(39 (72) В. Ф. Илюшин (71) Среднеазиатское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им. С.Я.Жука (53) 627, 842 (088, 8) (56) Архипов А.М. Турбинные водоводы с оболочками, усиленными железобетоном и скальными массивами. — Л.:Энергия, 1973, с. 59-70, Там же, с,11-12. (54) (57) 1. НАПОРНЪ|Й ТУННЕЛЬ, выполненный в, виде сталежелезобетонного
t трубопровода, расположенного на опорах в закрепленной железобетонной обделкой выработке, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности туннеля на участках пересечения активных тектонических разломов,. железобетонный слой трубопровода, его опоры и обделка выполнены с кольцевыми швами, совмещенными в одних плоск стях и заполненными пластичным материалом.
2. Туннель по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что опоры свободно установлены на дне обделки.
1186731
А-А и
ФГ
BHHHIIH Заказ 6511/32 Тираж 648 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к гидротехнике,а именно к строительству напорных туннелей на участках пересечения туннелями активных тектонических разломов.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности туннеля на участках пересечения активных тектонических разломов.
На фиг. l изображен туннель,про10 дольный разрез; на фиг.2 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез
Б-Б на фиг.
Напорный туннель выполнен в виде сталежелезобетонного трубопровода
1, расположенного на железобетонных опорах 2 в выработке 3, закрепленной железобетонной обделкой 4. Туннель проходит в скальном массиве 5 и пересекает тектонический разлом 6. 20
В торцах выработки 3 трубопровод заделан в скальный массив 5.
Железобетонный слой 7 трубопровода 1, его опоры 2 и обделка 4 выработки 3 разрезаны кольцевыми швами
8, которые совмещены в одних вертикаль— ных плоскостях и заполнены пластичным материалом;например битумматами, Швы 8 в обделке 4 и опорах 2 выполнены сквозными, а в сталежеле- 30 зобетонном трубопроводе — только в пределах железобетонного слоя 7, Стальная оболочка 9 трубопровода выполнена сплошной. Опоры 2 мо.гут быть отделены швом от дна 10 обделки 4. Поперечная кольцевая арматура 11 в обделке 4 и железобетонном слое 7 может быть однорядной или двухрядной. Продольная арматура 12 установлена только в пределах колец, ограниченных швами
8, и не пересекает эти швы.
В период эксплуатации туннеля внутреннее давление воды в трубопроводе 1 воспринимается стальной оболочкой 9 и железобетонным слоем 7, Вес воды в трубопроводе и вес трубопровода воспринимаются опорами
2 и передаются на дно 10 обделки
4, а от него на скальный массив
5 и породу в зоне разлома 6.
При тектонических подвижках относительно один другого блоков нетронутого массива 5 пород происходит, в общих случаях, пространственный изгиб трубопровода. Так как железобетонный слой 7, опоры 2 и обделка 4 разрезаны кольцевыми швами 8, совмещенными в одних плоскостях, а швы 8 заполнены пластичным материалом, конструкция туннеля имеет гибкость в продольном направлении, обеспечивающую ей свободу деформаций совместно с массивом пород.
Наличие сквозного шва под опорами 2 способствует большей гибкости конструкции.

